Советская фронтовая поэма сегодня остается актуальной
Актер театра «Школа драматического искусства» Андрей Харенко стал участником Федеральной агитбригады по программе Главного политического управления Министерства обороны РФ «Мы вместе». Он выступал перед участниками спецоперации в ДНР и ЛНР.
— Андрей, расскажите, как вы попали в агитбригаду?
— В июле, после окончания театрального сезона мне позвонила директор нашего театра «Школа драматического искусства» Ольга Эдуардовна Соколова и сказала, что поступило предложение от Министерства культуры России, чтобы несколько ведущих актеров нашего театра, в том числе и я, подключились к работе агитбригад. У меня было желание, тем более я понимал, что как артист могу поддержать моральный дух наших солдат. Поэтому и согласился.
— Каковы были ваши первые впечатления?
— Я волновался сильно, ведь была такая поездка впервые. И когда приехал на военный аэродром «Чкаловский», то сразу же заметил другую реальность, параллельный мир: там сама атмосфера была другая. Мы летели до Ростова-на-Дону, а потом ехали несколько часов. Уже в новых российских регионах обратил внимание на приметы военного времени: много техники, солдат. Видно, что люди там живут в боевых условиях, а не как мы — в комфортных. Первый мой концерт состоялся в ДНР, мы выступали в 50 километрах от фронта. Военные только закончили бой, они даже не успели прибраться, вокруг лежали рожки (магазины автоматов. — «Вечерняя Москва»), стояла техника. Но ребята остались довольны, что приехали артисты с концертом.
Я прочитал главу из «Василия Теркина», так как я играл в одноименном спектакле, потом пела Ольга Панюшкина, которая приехала в прифронтовую зону уже в тринадцатый раз. Мы с ней чередовали выступления: сначала она поет песню, потом я читаю главу из «Василия Теркина». На первом концерте присутствовали около 30 человек. Во время выступления я заметил, что ктото из солдат шепчет, договаривает строки. Другой — внимательно слушает и кивает. Кто-то просто смотрел пристально, но при этом был в своих мыслях. Солдаты потом сказали, что к ним полгода никто не приезжал, и они ждали такого концерта. Отметил, что у ребят все есть. Видно, что у них огромный боевой дух, нет уныния. Они делают свою работу слаженно, даже с иронией, часто шутят, любят поговорить, легко идут на контакт.
На второй день было больше зрителей, около 200 человек. Подходили, выражали слова благодарности. На третий день выступали для ремонтных бригад. На каждом концерте подписывал книжки с «Василием Теркиным», которые прихватил с собой из Москвы. Были и особые поводы у ребят, которым я подарил книги: дни рождения, День связиста. На каждом концерте была искренняя атмосфера. Запомнились глаза военнослужащих, видел и интеллигентные лица: думаешь, что профессор, а он на фронте… Не верилось.
Разговаривал с одним солдатом, которого мобилизовали в прошлом году. После шести месяцев службы его отпустили в отпуск на две недели. Боец признался, что, конечно, он хотел бы побыть с родными подольше, но делать нечего. Он нужен на фронте.
— Насколько актуален «Василий Теркин» сегодня?
— Поэма «Василий Теркин» Александра Твардовского — история не про саму войну, а про человека, который живет на войне. Многие пускали слезу и понимали, что это про них… Так получилось, что большинство мужчин на фронте в возрасте от 35 до 45 лет. А молодежи — меньше. Я разговаривал с одним воином лет 40 и задал тот же вопрос: насколько актуален Теркин? И он ответил, что это произведение попадает в точку. Солдат родился еще в советскую эпоху, поэтому и произведение ему близко. Но он предположил, что для молодежи актуальнее будет современная патриотическая поэзия. И я обещал подготовить поэтическую программу и приехать снова.
— Вы играете главную роль Василия Теркина в одноименном спектакле в вашем театре. Расскажите о постановке, о вашем герое.
— Спектакль получился жизнеутверждающим. Мы хотели рассказать историю о всех нас. Наш герой своим примером дает надежду и показывает, что все в жизни зависит только от нас. Кстати, с этим спектаклем в конце ноября мы планируем выступать в Луганске: в один день покажем два спектакля.
ДОСЬЕ
Андрей Михайлович Харенко родился 3 февраля 1985 года. В 2006 году окончил Театральное училище имени Щукина (курс Ю. В. Шлыкова) и был принят в труппу Театра имени Евг. Вахтангова. Работал в Краснодарском академическом театре драмы и в Тульском академическом театра драмы имени Горького. С 2017 года — актер театра «Школа драматического искусства».