Войти в почту

Актриса Ника Курзина о детстве, профессии, конкуренции и любви к себе

Почему в горах лучше всего медитировать? Как нужно готовиться к роли? И что за чудесная деревня существует в центре ? На эти и на другие вопросы отвечает актриса Драмтеатра Ника Курзина.

Актриса Ника Курзина о детстве, профессии, конкуренции и любви к себе
© Первоисточник

Вероника Курзина. Или просто Ника. Живая, женственная, чувственная, игривая, сексуальная, красивая, обаятельная, смешная, самостоятельная, ответственная, сильная, многогранная. По-настоящему прекрасная. Ника умеет заряжать своей энергией всех вокруг без исключения. Перед нашей с ней встречей я побывала на спектакле, в котором Ника играла , последнюю жену . И за весь спектакль мне так и не удалось оторваться от неё — с первых секунд Ника приковала к себе взгляд. Софья, несмотря на свою хрупкость снаружи, была очень сильной внутри — как и её исполнительница. На сцене происходило что-то личное, глубокое, естественное. Наверное поэтому так и хотелось сказать: «Я верю Вам, Ника».

Фотография со страницы Ники Курзиной

«Ника, я знаю, что Вы родились в Омске. Какие воспоминания остались о родном городе?»

— Всё верно. Я сибирячка. Родилась в аграрном городке в самом центре Омска в 1992 году. Я обожаю свой город за это местистый уголок Омска, нефтяной столицы России. Аграрныйпри Омском ГАУ похож на маленькую Швейцарию. Один раз меня подвозил знакомый до дома, отлично помню, как он спросил: «Ника, ты живешь в лесу?» А я ответила: «Да, конечно, в лесу, но в самом центре города». Там ёлки метров десять высотой, они стоят стеной и встречают тебя. Огромный ботанический сад, поля, разные растения – много всего. Там даже был скот когда-то, но потом его перевезли в другое место. Так что я родилась в парке, в лесу, в саду – в настоящей деревне в городе-миллионике. Так как моя мама преподаватель экономики и финансов, я жила в общежитии, предоставленном работникам университета. Через дорогу от общаги — большой стадион, а за ним стрельбище и трасса вокруг опытных полей для биатлонистов. Благодаря этому спорт со мной с малых лет. Лыжи, коньки, бег, футбол, баскетбол знакомы с детства. А еще на территории аграрного университета была открыта секция традиционного карате сетокан, куда папа отдал меня, когда мне было 8 лет.

Благодаря этому спорт со мной с малых лет.

«Вы окончили ОмГу им. Ф.М. Достоевского по специальности актриса драматического театра и кино. Почему именно эта специальность?»

— Сначала я хотела быть как мама, думала, что буду учиться в аграрном университете на экономиста. Позже я поняла, что цифры — это не моё. Я с радостью справлялась с тремя ролями в одном спектакле еще будучи в детском саду. В школе организовывала множество мероприятий, снимала разные видео на цифровой фотоаппарат и самостоятельно создавала фильмы на компьютере на первичных программах. Мне это это было интересно, мне это было в кайф. Сценарии КВН, постановка танцев... Творчество так рождалось во мне, фонтанировало. При этом я на забывала отлично учиться. И я подумала: «Если я умею организовывать людей, придумывать различные мероприятия, то стану режиссёром». Но эта затея отошла на второй план, когда мама предложила мне заниматься в Омской киностудии и посниматься киножурнале «Попкорн»,что-то наподобие звёздного «Ералаша». Актёрское мастерство преподавал Н.Н.Гейвах, который и предложил мне поступить на актёрский курс вместо режиссуры, обосновав, что режиссура — профессия зрелого человека.

 

Фотография со страницы Ники Ку

оступили на курс к Николаю Гейваху, но Вашим мастером в итоге стала Татьяна Казакова. Почему так вышло?» 

— Н. Н. Гейвах принял нас к себе, но уже в сентябре на первом курсе решил резко изменить свою жизнь и покинул Омск. Так наш курс объединили с курсом Т. В. Казаковой. Мой мастер — Заслуженная артистка РФ, Прекрасный педагог, добрейший человек и невероятной красоты женщина... К сожалению, уже не в этом мире... Невероятная история случилась в конце первого курса. На экзамен по актёрскому ма свою родину) прибыла в качестве зрителя народная артистка РСФСР Валентина Талызина. Об этом событии писали в газетах. Помню, как в интервью она сказала: «Мне приглянулась одна девочка». Как оказалось, это было про меня. На втором курсе зимней сессии я сдавала экзамены с температурой 39,8, даже не подозревая, что у меня была пневмония. Попав в больницу с осложнениями, я чуть не попрощалась с жизнью. И когда меня выписали, первым был «станок» в омском ТЮЗе у заслуженного артиста РФ Виктора Датиковича Тзапташвили. Он крутой! Бездна юмора, таланта, ха порекомендовал меня художественному руководителю театра Борису Робертовичу Гуревичу на роль Сары Кру в новой постановке. Это был мой дебют.

«Возникали ли какие-то сложности во время обучения? Или всё давалось легко?»

— Будучи на третьем курсе, уже понимая, что такое постановка голоса и правильная дикция, я была уверена, что очень громко говорю. На зал в 50 человек (такой был в учебном театре) точно. Но это оказалось не так. В Омском ТЮЗе зал на 800 человек. Запомнила на всю жизнь фразу Бориса Робертовича: «Ника, не слышно! Тебя «закашляют»! Я хочу слышать тебя на последнем ряду!» Уходил на самый последний ряд амфитеатра и там смотрел генеральные прогоны премьерного спектакля. Вообще, в театре принято говорить громко. Но есть минус. Это лишает игру тех полутонов, которые слышны в репзале на первых репетициях читки пьесы в камерном пространстве.

«Какие самые яркие воспоминания остались у Вас о годах службы в ТЮЗе?» 

— Самое яркое воспоминание связано со спектаклем «Принцесса Кру». По сюжету юноша Дональд влюблён в Сару Кру. И когда узнаёт, что Сара голодна, преподносит единственное, что у него есть — яблоко. С этого началась их любовь. Премьера моего дебюта пришлась на мой 20-й день рождения. Худрук ТЮЗа Борис Робертович поздравил меня на сборе труппы так: «Ника, у тебя сегодня день рождения, но у меня для тебя ничего нет.... Кроме яблока!» 

Я расплакалась от невероятного счастья!

 «В России очень много театральных систем: и биомеханика Мейерхольда, и психотехника Станиславского, и фантастический реализм Вахтангова. Какой системы придерживаетесь Вы?»

— Мы, актёры, существуем по системе Станиславского, но одновременное применяем биомеханику Мейерхольда, потому что физическое тело всегда должно быть включенным и готовым к физическим нагрузкам, поддержкам в паре, сценическому движению и бою. Всё работает в совокупности и не исключает одного из другого. Нельзя тут забыть и про Вахтангова: в театре должен быть театр. И к каждому спектаклю подбирается своя форма выражения на сцене. Мне ближе мыслеформа через движение как слово. А там включены все системы. 

«Что больше всего Вам нравится в профессии? Что меньше?» 

— Большое наслаждение получаю от самого выхода на сцену. Это таинство обмена энергии с залом. Невероятное ощущение. Кайфую от смены образов, от точного и быстрого умения переключаться с одной роли на другую. И, конечно, самоирония — утром я лунный зайчик, прыгающий на шпагат, а вечером королева Англии, погибающая на эшафоте. Отсюда и минус — страдаю от своей открытости, расшатанная нервная система и разбалансировка чувств. Очень тонко чувствую и впускаю не только положительные эмоции, но и отрицательные. Найти баланс мне помогает йога, цигун и психология.

Фотография со страницы Ники Курзиной

«Как Вы справляетесь с конкуренцией в театре?» 

— Конкуренция, как мне видится, существует везде, где есть человек. Но есть те, кто к этому относится философски, а есть и иные, более земные формы проявления конкуренции. В театре я не вижу конкурентов, я вижу людей, которые пришли заниматься делом по любви, как и я. А если и возникают какие-то недопонимания, то я говорю: «Встретимся на сцене». 

А если и возникают какие-то недопонимания, то я говорю: «Встретимся на сцене». 

«Вы также занимаетесь альпинизмом. Совсем недавно покорили Эльбрус. Каково это? Повлияло ли восхождение на Вас?» 

— Знаете, я долго не могла понять, что такое медитация. Много лет, я пыталась добиться полного спокойствия ума и тела, сидела в позе лотоса, дышала пранаямой, но тревожные мысли, как назойливых мухи, не покидали меня. Эльбрус открыл тайну медитации. Через преодоление себя, как физически, так и морально. Во-первых, на высоте минусовая температура, сильный ветер, сбивающий с ног, низкое давление. От недостатка кислорода было ощущение, что головной мозг пытается выйти наружу. И если шапка и каска на высоте 3700 метров перед штурмом была свободна и велика, то на высоте 5300 метров и выше голове становилось тесно. Это гипоксия. Во-вторых, сложно дышать из-за тяжелейшей физической нагрузки (восхождение начинается ночью), которую организм никогда в жизни не совершал. Организм думает: «Я иду умирать». И включаются инстинкты самосохранения, хочется лечь и заснуть. В-третьих — ты идёшь не один, а с командой. Самое главное правило восхождении на высоту — держать общий темп ходьбы. Как идет гид, так и последующие участники идут друг за другом. Поднимаются не стадом, а строем, караваном. Поэтому так важно не останавливаться перед идущим за тобой, чтобы не сбить дыхание ни себе, ни другим (иначе восстановить дыхание очень сложно) — коллективная ответственность. Это и было моим стимулом. Ночь без сна, силы на исходе. Сквозь сильный ветер слышишь только свое сердцебиение, сил хватает сделать только шаг — вдох, шаг —выдох, хаос мыслей прекратился, потому что вся энергия была аккумулирована на «только выжить». И о чудо! Я в медитации! Нет ничего, только дыхание и стук сердца. Я услышала себя! Ушел весь информационный мусор из головы. Только истина. На горе равны все, неважно, кто ты у себя в городе — маникюрщица или атлет, бизнесмен или актёр. Мы команда. И мы идем. Мы люди. И мы равны.

Я в медитации! Нет ничего, только дыхание и стук сердца. Я услышала себя!

Фотография со страницы Ники Курзиной

«Ваш муж — творческий человек? Как он Вас поддерживает? Ходит ли на Ваши спектакли?» 

— Мой муж — профессиональный альпинист. Высотный гид. Однажды на поклоне после спектакля вышел на сцену и сделал мне предложение руки и сердца. Это было очень романтично. Он не поклонник театра, но любит меня, любит смотреть, как я играю на сцене. Любимые спектакли с моим участием — «Любовь до гроба» (16+) реж. В. Баранов. «А зори здесь тихие» (16+) реж. В. Ишин. Да, мой муж творческий человек — он играет на гитаре, пишет стихи. Конечно, он меня поддерживает, но очень переживает за моё эмоциональное состояние.

«Ваши увлечения и хобби?»

— В этом году получила второго высшее образование. Теперь я еще педагог и тренер. Веду занятия по скандинавской ходьбе.

«Назовите Ваши любимые спектакли в качестве зрителя».

— Самый любимый — «Мой милый Плюшкин» (12+) Б.Гуревича. А еще «Географ глобус пропил» (18+) М.Кальсина.

«Опишите себя шестью разными словами».

— Проницательная. Искренняя. Чувственная. Уютная. Самоироничная. Открытая.

«Что круче: театр или кино?»

— В театре, каждый спектакль — новый шедевр. Как новый день. А кино — это запись шедевра, которую уже не обновить. И не прожить. В этом разница. Но спектакли списываются, артисты меняются, а фильмы вечны, и артисты там вечны.

«Назовите Ваши любимые фильмы?»

— «Список Шиндлера» (16+), «Иди и смотри» (18+), «А зори здесь тихие» (12+). Люблю военные фильмы, где человек проявляет свою истинную природу и сущность. Как и в горах. Экстремальные условия — и человек таков, каков он есть, без званий. Пройдя такую школу жизни, духовность человека растет. Это ценно. Ещё нравится «Зеленая миля» (16+), «Форрест Гамп» (18+). «Служебный роман» (6+) — это просто шедевр. Боже, какие кадры, какие артисты. Все советские фильмы - хороши! «Девчата» (0+) — тоже очень крутой фильм, но какая же пьеса... В пьесе персонажи раскрыты максимально. 

«Какой должна быть актриса?» 

— Любопытной до познания всего. Светлая память моему ушедшему в иной мир мастеру Татьяне Казаковой, она говорила: «Артист должен быть как губка, впитывать в себя окружающий мир и чувствовать его». Я открыта всему новому. Обожаю изучать мир разных профессий. Помимо двух высших, окончила курсы фотографии, видеомэйкинга, кройки и шитья, визажа, даже курсы по подготовке к родам. Неустанно занимаюсь спортом, в подростковые годы балет и карате. Сейчас йога и цигун. Читаю различную литературу, рисую и пишу стихи.

В развитии есть путь, путь роста. Как личности, так и актрисы.

«Что ценнее всего в жизни?» 

— Ты сам. Твоя целостность. Мы приходим сюда одни и уходим тоже.

«Смогли бы бросить театр и стать успешной в другой профессии?»

— Да, конечно. Но буду ли я счастлива? 

Фотография со страницы Ники Курзиной

«Чем бы Вы хотели заняться в будущем?» 

— Театром. Исключительно театром.

«Самые главные слова в Вашей жизни? От кого Вы их услышали?» 

— Я с тобой. Ничего не бойся. И сказала их я. Сама себе. 

«О чём Вы мечтаете?» 

— Мечтаю о большом доме, о собаке, о детях. Хотелось бы троих! 

«Перечислите свои любимые книги».

— «Радикальное прощение» (16+), «Мастер и Маргарита» (16+), «А зори здесь тихие» (12+) Б. Васильева, «Господа головлевы» (12+) Салтыкова-Щедрина, «Бойцовский клуб» (18+) Паланика, «Страсти на даче» (16+) озе» (12+) Тургенева. У Леонида Андреева практически все произведения. Как родного читаю. Что-то очень трепетное к нему испытываю. Жаль, не могу с ним увидеться и сказать ему об этом. Ещё поэзия Арсения Тарковского. 

«В чём сила?»

— Сила в любви. В вере в себя. В принятии себя. 

Фотография со страницы Ники Курзиной

С уважением и восхищением,

Раздрогина Валерия