Войти в почту

Актриса Ника Курзина о детстве, профессии, конкуренции и любви к себе

Почему в горах лучше всего медитировать? Как нужно готовиться к роли? И что за чудесная деревня существует в центре Омска? На эти и на другие вопросы отвечает актриса Драмтеатра Ника Курзина.

Актриса Ника Курзина о детстве, профессии, конкуренции и любви к себе
© Первоисточник

Вероника Курзина. Или просто Ника. Живая, женственная, чувственная, игривая, сексуальная, красивая, обаятельная, смешная, самостоятельная, ответственная, сильная, многогранная. По-настоящему прекрасная. Ника умеет заряжать своей энергией всех вокруг без исключения. Перед нашей с ней встречей я побывала на спектакле, в котором Ника играла Софью Толстую, последнюю жену Сергея Есенина. И за весь спектакль мне так и не удалось оторваться от неё — с первых секунд Ника приковала к себе взгляд. Софья, несмотря на свою хрупкость снаружи, была очень сильной внутри — как и её исполнительница. На сцене происходило что-то личное, глубокое, естественное. Наверное поэтому так и хотелось сказать: «Я верю Вам, Ника».

«Ника, я знаю, что Вы родились в Омске. Какие воспоминания остались о родном городе?»

— Всё верно. Я сибирячка. Родилась в аграрном городке в самом центре Омска в 1992 году. Я обожаю свой город за это место! Это самый чистый уголок Омска, нефтяной столицы России. Аграрный городок при Омском ГАУ похож на маленькую Швейцарию. Один раз меня подвозил знакомый до дома, отлично помню, как он спросил: «Ника, ты живешь в лесу?» А я ответила: «Да, конечно, в лесу, но в самом центре города». Там ёлки метров десять высотой, они стоят стеной и встречают тебя. Огромный ботанический сад, поля, разные растения – много всего. Там даже был скот когда-то, но потом его перевезли в другое место. Так что я родилась в парке, в лесу, в саду – в настоящей деревне в городе-миллионике. Так как моя мама преподаватель экономики и финансов, я жила в общежитии, предоставленном работникам университета. Через дорогу от общаги — большой стадион, а за ним стрельбище и трасса вокруг опытных полей для биатлонистов. Благодаря этому спорт со мной с малых лет. Лыжи, коньки, бег, футбол, баскетбол знакомы с детства. А еще на территории аграрного университета была открыта секция традиционного карате сетокан, куда папа отдал меня, когда мне было 8 лет.

Благодаря этому спорт со мной с малых лет.

«Вы окончили ОмГу им. Ф.М. Достоевского по специальности актриса драматического театра и кино. Почему именно эта специальность?»

— Сначала я хотела быть как мама, думала, что буду учиться в аграрном университете на экономиста. Позже я поняла, что цифры — это не моё. Я с радостью справлялась с тремя ролями в одном спектакле еще будучи в детском саду. В школе организовывала множество мероприятий, снимала разные видео на цифровой фотоаппарат и самостоятельно создавала фильмы на компьютере на первичных программах. Мне это это было интересно, мне это было в кайф. Сценарии КВН, постановка танцев... Творчество так рождалось во мне, фонтанировало. При этом я на забывала отлично учиться. И я подумала: «Если я умею организовывать людей, придумывать различные мероприятия, то стану режиссёром». Но эта затея отошла на второй план, когда мама предложила мне заниматься в Омской киностудии и посниматься киножурнале «Попкорн»,что-то наподобие звёздного «Ералаша». Актёрское мастерство преподавал Н.Н.Гейвах, который и предложил мне поступить на актёрский курс вместо режиссуры, обосновав, что режиссура — профессия зрелого человека.

 

«Вы поступили на курс к Николаю Гейваху, но Вашим мастером в итоге стала Татьяна Казакова. Почему так вышло?» 

— Н. Н. Гейвах принял нас к себе, но уже в сентябре на первом курсе решил резко изменить свою жизнь и покинул Омск. Так наш курс объединили с курсом Т. В. Казаковой. Мой мастер — Заслуженная артистка РФ, Прекрасный педагог, добрейший человек и невероятной красоты женщина... К сожалению, уже не в этом мире... Невероятная история случилась в конце первого курса. На экзамен по актёрскому мастерству к нам (на свою родину) прибыла в качестве зрителя народная артистка РСФСР Валентина Талызина. Об этом событии писали в газетах. Помню, как в интервью она сказала: «Мне приглянулась одна девочка». Как оказалось, это было про меня. На втором курсе зимней сессии я сдавала экзамены с температурой 39,8, даже не подозревая, что у меня была пневмония. Попав в больницу с осложнениями, я чуть не попрощалась с жизнью. И когда меня выписали, первым уроком на учебе в театральном был «станок» в омском ТЮЗе у заслуженного артиста РФ Виктора Датиковича Тзапташвили. Он крутой! Бездна юмора, таланта, харизмы, красоты. Именно он и порекомендовал меня художественному руководителю театра Борису Робертовичу Гуревичу на роль Сары Кру в новой постановке. Это был мой дебют.

«Возникали ли какие-то сложности во время обучения? Или всё давалось легко?»

— Будучи на третьем курсе, уже понимая, что такое постановка голоса и правильная дикция, я была уверена, что очень громко говорю. На зал в 50 человек (такой был в учебном театре) точно. Но это оказалось не так. В Омском ТЮЗе зал на 800 человек. Запомнила на всю жизнь фразу Бориса Робертовича: «Ника, не слышно! Тебя «закашляют»! Я хочу слышать тебя на последнем ряду!» Уходил на самый последний ряд амфитеатра и там смотрел генеральные прогоны премьерного спектакля. Вообще, в театре принято говорить громко. Но есть минус. Это лишает игру тех полутонов, которые слышны в репзале на первых репетициях читки пьесы в камерном пространстве.

«Какие самые яркие воспоминания остались у Вас о годах службы в ТЮЗе?» 

— Самое яркое воспоминание связано со спектаклем «Принцесса Кру». По сюжету юноша Дональд влюблён в Сару Кру. И когда узнаёт, что Сара голодна, преподносит единственное, что у него есть — яблоко. С этого началась их любовь. Премьера моего дебюта пришлась на мой 20-й день рождения. Худрук ТЮЗа Борис Робертович поздравил меня на сборе труппы так: «Ника, у тебя сегодня день рождения, но у меня для тебя ничего нет.... Кроме яблока!» 

Я расплакалась от невероятного счастья!

 «В России очень много театральных систем: и биомеханика Мейерхольда, и психотехника Станиславского, и фантастический реализм Вахтангова. Какой системы придерживаетесь Вы?»

— Мы, актёры, существуем по системе Станиславского, но одновременное применяем биомеханику Мейерхольда, потому что физическое тело всегда должно быть включенным и готовым к физическим нагрузкам, поддержкам в паре, сценическому движению и бою. Всё работает в совокупности и не исключает одного из другого. Нельзя тут забыть и про Вахтангова: в театре должен быть театр. И к каждому спектаклю подбирается своя форма выражения на сцене. Мне ближе мыслеформа через движение как слово. А там включены все системы. 

«Что больше всего Вам нравится в профессии? Что меньше?» 

— Большое наслаждение получаю от самого выхода на сцену. Это таинство обмена энергии с залом. Невероятное ощущение. Кайфую от смены образов, от точного и быстрого умения переключаться с одной роли на другую. И, конечно, самоирония — утром я лунный зайчик, прыгающий на шпагат, а вечером королева Англии, погибающая на эшафоте. Отсюда и минус — страдаю от своей открытости, расшатанная нервная система и разбалансировка чувств. Очень тонко чувствую и впускаю не только положительные эмоции, но и отрицательные. Найти баланс мне помогает йога, цигун и психология.

«Как Вы справляетесь с конкуренцией в театре?» 

— Конкуренция, как мне видится, существует везде, где есть человек. Но есть те, кто к этому относится философски, а есть и иные, более земные формы проявления конкуренции. В театре я не вижу конкурентов, я вижу людей, которые пришли заниматься делом по любви, как и я. А если и возникают какие-то недопонимания, то я говорю: «Встретимся на сцене». 

А если и возникают какие-то недопонимания, то я говорю: «Встретимся на сцене».

«Вы также занимаетесь альпинизмом. Совсем недавно покорили Эльбрус. Каково это? Повлияло ли восхождение на Вас?» 

— Знаете, я долго не могла понять, что такое медитация. Много лет, я пыталась добиться полного спокойствия ума и тела, сидела в позе лотоса, дышала пранаямой, но тревожные мысли, как назойливых мухи, не покидали меня. Эльбрус открыл тайну медитации. Через преодоление себя, как физически, так и морально. Во-первых, на высоте минусовая температура, сильный ветер, сбивающий с ног, низкое давление. От недостатка кислорода было ощущение, что головной мозг пытается выйти наружу. И если шапка и каска на высоте 3700 метров перед штурмом была свободна и велика, то на высоте 5300 метров и выше голове становилось тесно. Это гипоксия. Во-вторых, сложно дышать из-за тяжелейшей физической нагрузки (восхождение начинается ночью), которую организм никогда в жизни не совершал. Организм думает: «Я иду умирать». И включаются инстинкты самосохранения, хочется лечь и заснуть. В-третьих — ты идёшь не один, а с командой. Самое главное правило восхождении на высоту — держать общий темп ходьбы. Как идет гид, так и последующие участники идут друг за другом. Поднимаются не стадом, а строем, караваном. Поэтому так важно не останавливаться перед идущим за тобой, чтобы не сбить дыхание ни себе, ни другим (иначе восстановить дыхание очень сложно) — коллективная ответственность. Это и было моим стимулом. Ночь без сна, силы на исходе. Сквозь сильный ветер слышишь только свое сердцебиение, сил хватает сделать только шаг — вдох, шаг —выдох, хаос мыслей прекратился, потому что вся энергия была аккумулирована на «только выжить». И о чудо! Я в медитации! Нет ничего, только дыхание и стук сердца. Я услышала себя! Ушел весь информационный мусор из головы. Только истина. На горе равны все, неважно, кто ты у себя в городе — маникюрщица или атлет, бизнесмен или актёр. Мы команда. И мы идем. Мы люди. И мы равны.

Я в медитации! Нет ничего, только дыхание и стук сердца. Я услышала себя!

«Ваш муж — творческий человек? Как он Вас поддерживает? Ходит ли на Ваши спектакли?» 

— Мой муж — профессиональный альпинист. Высотный гид. Однажды на поклоне после спектакля вышел на сцену и сделал мне предложение руки и сердца. Это было очень романтично. Он не поклонник театра, но любит меня, любит смотреть, как я играю на сцене. Любимые спектакли с моим участием — «Любовь до гроба» (16+) реж. В. Баранов. «А зори здесь тихие» (16+) реж. В. Ишин. Да, мой муж творческий человек — он играет на гитаре, пишет стихи. Конечно, он меня поддерживает, но очень переживает за моё эмоциональное состояние.

«Ваши увлечения и хобби?»

— В этом году получила второго высшее образование. Теперь я еще педагог и тренер. Веду занятия по скандинавской ходьбе.

«Назовите Ваши любимые спектакли в качестве зрителя».

​​​​​​ ​​​​​— Самый любимый — «Мой милый Плюшкин» (12+) Б.Гуревича. А еще «Географ глобус пропил» (18+) М.Кальсина.

«Опишите себя шестью разными словами».

— Проницательная. Искренняя. Чувственная. Уютная. Самоироничная. Открытая.

«Что круче: театр или кино?»

— В театре, каждый спектакль — новый шедевр. Как новый день. А кино — это запись шедевра, которую уже не обновить. И не прожить. В этом разница. Но спектакли списываются, артисты меняются, а фильмы вечны, и артисты там вечны.

«Назовите Ваши любимые фильмы?»

— «Список Шиндлера» (16+), «Иди и смотри» (18+), «А зори здесь тихие» (12+). Люблю военные фильмы, где человек проявляет свою истинную природу и сущность. Как и в горах. Экстремальные условия — и человек таков, каков он есть, без званий. Пройдя такую школу жизни, духовность человека растет. Это ценно. Ещё нравится «Зеленая миля» (16+), «Форрест Гамп» (18+). «Служебный роман» (6+) — это просто шедевр. Боже, какие кадры, какие артисты. Все советские фильмы - хороши! «Девчата» (0+) — тоже очень крутой фильм, но какая же пьеса... В пьесе персонажи раскрыты максимально. 

«Какой должна быть актриса?» 

— Любопытной до познания всего. Светлая память моему ушедшему в иной мир мастеру Татьяне Казаковой, она говорила: «Артист должен быть как губка, впитывать в себя окружающий мир и чувствовать его». Я открыта всему новому. Обожаю изучать мир разных профессий. Помимо двух высших, окончила курсы фотографии, видеомэйкинга, кройки и шитья, визажа, даже курсы по подготовке к родам. Неустанно занимаюсь спортом, в подростковые годы балет и карате. Сейчас йога и цигун. Читаю различную литературу, рисую и пишу стихи.

В развитии есть путь, путь роста. Как личности, так и актрисы.

«Что ценнее всего в жизни?» 

— Ты сам. Твоя целостность. Мы приходим сюда одни и уходим тоже.

«Смогли бы бросить театр и стать успешной в другой профессии?»

— Да, конечно. Но буду ли я счастлива? 

«Чем бы Вы хотели заняться в будущем?» 

— Театром. Исключительно театром.

«Самые главные слова в Вашей жизни? От кого Вы их услышали?» 

— Я с тобой. Ничего не бойся. И сказала их я. Сама себе. 

«О чём Вы мечтаете?» 

— Мечтаю о большом доме, о собаке, о детях. Хотелось бы троих! 

«Перечислите свои любимые книги».

— «Радикальное прощение» (16+), «Мастер и Маргарита» (16+), «А зори здесь тихие» (12+) Б. Васильева, «Господа головлевы» (12+) Салтыкова-Щедрина, «Бойцовский клуб» (18+) Паланика, «Страсти на даче» (16+) Чехова, «Стихи в прозе» (12+) Тургенева. У Леонид Андреева практически все произведения. Как родного читаю. Что-то очень трепетное к нему испытываю. Жаль, не могу с ним увидеться и сказать ему об этом. Ещё поэзия Арсения Тарковского. 

«В чём сила?»

— Сила в любви. В вере в себя. В принятии себя.