Город-музей под открытым небом: каким Новгород видел автор проекта по его восстановлению после ВОВ
Кем был Алексей Щусев Алексей Викторович Щусев – знаменитый советский архитектор. Создавать проект восстановления Великого Новгорода после Великой Отечественной войны он начал уже довольно в преклонном возрасте. Родившийся в 1873 году Щусев начал работать еще при императоре. В 1897 годах он закончил учебу в Высшем художественном училище Императорской академии художеств в Петербурге. На первых этапах карьеры Щусев реставрировал православные храмы. После занялся строительством новых – по своим проектам. В начале XX века Щусев серьезно увлекся неорусским стилем, в его работах древнерусские мотивы соседствовали с неестественно увеличенными несимметричными формами. Это видно на примере одной из самых знаменитых работ архитектора – здании Казанского вокзала в Москве. Также Щусев построил Мавзолей Ленина. Во время Второй мировой войны он начинает проектировать планы восстановления нескольких городов – Новгорода, Истры, Кишинева. Каким был Новгород до и после войны «Вид Новгорода-пепелища потряс меня. Новгорода как такового не существует, стоят только обгорелые стены», – писал Алексей Щусев после освобождения Новгорода 20 января 1944 года. Почти сразу после этой даты архитектор посетил город. Он представлял из себя руины после массовых обстрелов. В Новгороде осталось всего около 40 домов, да и те никак нельзя было назвать уцелевшими: большинство были так или иначе простреляны. Мост через Волхов у Кремля взорван, Софийский собор изрядно пострадал из-за бомбардировок – в него попало более 20 снарядов. В 1944 году Алексей Щусев вспоминал, что до Великой Отечественной Новгород был «уютным, красивым городом». По его словам, небольшие дома здесь хотя и затеняли памятники архитектуры, но не скрывали их. Каким видел послевоенный Новгород Алексей Щусев Проект восстановления и реконструкции Новгорода Алексей Щусев создавал в команде специалистов своей мастерской. Первые наброски коллектив начал делать уже в 1943 году – когда Новгород еще находился под оккупацией. В момент начала работы над проектом власть еще не приняла решений о том, как именно будет отстраивать города, говорит экс-главный редактор «Новой Новгородской газеты», публицист Сергей Брутман. «Когда в свое время я смотрел на проект Щусева, понимал – автор исходил из того, что восстановить город как таковой не хватит никаких ресурсов. Потому что Новгород представлял из себя пустыню», – отмечает Брутман. Главной идеей проекта Щусева было создание города-музея под открытым небом, который сохранил бы все достопримечательности исторического центра. На юге застройка не планировалась, чтобы не закрывать историческую перспективу Волхова в сторону истока из озера Ильмень. Новый план предполагал, что территория города вырастет в полтора раза. Центрами, как и раньше, должны были стать кремль на Софийской стороне города и Вечевая площадь с Ярославовым дворищем на Торговой. В проекте сохранили исторически сложившуюся планировку улиц: на Софийской стороне – радиальную; на Торговой – прямоугольную. По замыслу автора, дома в послевоенном Новгороде должны быть двух- и трехэтажными с элементами, типичными для XVI–XVII веков: форма крыш, окна и наличники отсылали на несколько столетий назад. Здания планировались в классическом стиле – в характере русской новгородско-псковской архитектуры. Застройка кварталов помогала бы привлекать внимание к памятникам зодчества. Новые здания должны были служить «рамой» для древних шедевров. Так, восточные кварталы Торговой стороны отдавались бы под индивидуальную застройку – это не закрывало бы вид с реки на храмы, стоявшие в глубине улиц. «До войны исторические здания считались «пережитком» и приветствовались новые стили – например, конструктивизм. Прошлое отрицалось. Но во время войны власти стали говорить о патриотизме – а его символом были древние храмы и культурные памятники. Теперь это стало наследием, которое охраняли, реставрировали, сохраняли для потомков», – говорит кандидат исторических наук Дмитрий Асташкин. План Щусева предполагал: снос причалов и лесных бирж; расширение и улучшение речного порта; благоустройство набережных, земляного вала и рва, окружающего кремль; заполнение рва проточной водой. Согласно плану Щусева, в Новгороде должно было жить примерно 50–60 тысяч человек. Не предполагалось строительство крупных промышленных предприятий в центре города. Дом Советов на главной площади города в проекте был трехэтажным зданием с арочными окнами, скатной крышей и декором, отсылающим к древним новгородским храмам. Его составляющей была бы башня, вариантов внешнего вида которой было три. На площади Победы-Софийской, которая до революции звалась Софийской-Сенной, согласно проекту, хотели установить памятник Победе в Великой Отечественной войне, отсылающий и к истории города. Он представлял собой мощную скульптуру древнерусского воина на коне. Его, по задумке, должны были окружать элементы стилистики древнего города. Одной из немногих построек в Новгороде, которые создали в соответствии с духом и замыслом проекта Щусева, стал железнодорожный вокзал. Его открыли в январе 1953 года. Автором проекта был архитектор Игорь Явейн. «Решением правительства щусевский генплан был утвержден. Теперь оставалось перенести замысел проектировщиков с листов ватмана на изувеченную войной новгородскую землю», – рассказывает новгородский историк и писатель Виктор Смирнов. Но тут, по его словам, вмешалась политика. Как власти отвергли план Щусева В 1949 году в Советском Союзе началось «ленинградское дело». Его жертвами стали и руководители Новгородской области, вынесшие на своих плечах тяжелейший груз первых послевоенных лет, отмечает Смирнов. Одновременно с репрессиями начался пересмотр государственной идеологии – это отразилось на отношении властей к историко-культурному наследию. Виктор Смирнов добавляет, что новые руководители области сразу поставили вопрос о пересмотре генерального плана застройки Новгорода. «План Щусева был признан нереальным и не обеспечивающим действительный рост города. На срочно созванном партийном активе сам Щусев подвергся разгромной критике, а его проект заклеймили ярлыком «патриархальщины», – отмечает Смирнов. Мечта Щусева о городе-музее, в которую он вложил столько трудов и надежд, рухнула. Выдающийся архитектор и академик этого удара перенести не смог. 24 мая 1949 года Щусев скончался. Сразу после его смерти Совет министров СССР принял новый проект планировки и застройки Новгорода. Теперь город решили превратить в один из индустриальных центров Северо-Запада. Новгород вполне мог бы остаться городом-музеем, городом-заповедником, считает Сергей Брутман. Но возникла потребность в обустройстве здесь видов промышленности, которая не требует больших природных ресурсов. «Было принято решение развивать их, ведь полагалось, что это привлечет человеческий капитал. А при развитии промышленности проект Щусева, конечно, был нежизнеспособен», – подчеркивает Сергей Брутман. Сообща реставраторы и представители культуры смогли отстоять ключевые идеи плана Щусева и, по словам Смирнова, сохранить историческую архитектурно-пространственную композицию Новгорода, его неповторимый силуэт. Фото: ФедералПресс / Матвей Николаев