– считает Надежда Михайловна Постика, главный библиотекарь отдела краеведения Научно-библиотечного центра.

«Мне в жизни везло на хороших учителей»
© Официальный информационный портал Администрации города Ханты-Мансийска

– Смею предположить, что вы с малых лет мечтали преподавать и получили педагогическое образование…

– Вы правы – мама была учителем начальных классов в школе моего родного поселка Теги Березовского района. Естественно, что я тоже захотела пойти по ее стопам, а потому в детстве любила играть в школу и проверять тетрадки своих «учеников» – младшего братика и подружек. Впоследствии поступила в педагогическое училище на воспитателя, но по специальности работала всего два года, вышла замуж, пошли дети.

В 1999 году переехала в Ханты-Мансийск, поначалу трудоустроилась в Научно-исследовательский институт обско-угорских народов, затем работала в окружной библиотеке, а в 2014 году меня пригласили заняться формированием краеведческого отдела городской библиотеки. Предложение обрадовало, захотелось продолжить дело, которым занималась и в НИИ, и в окрбиблиотеке.

Мне в жизни часто везло на хороших учителей. Первым своим наставником я считаю Маину Афанасьевну Лапину, многим секретам профессии научила Светлана Петровна Берендеева, часто помогала и направляла Татьяна Владимировна Пуртова.

– В чем сейчас заключаются ваши основные обязанности?

– Мы готовим и проводим различного рода краеведческие мероприятия, выдаем читателям и подбираем соответствующую литературу. Кстати, я не согласна с утверждением, что надо ограничиться сбором материалов только об одном лишь нашем городе, – необходимо изучать весь край. К сожалению, не так много людей, которых интересует это направление, но они есть.

– На ваш взгляд, почему их так мало?

– Потому что очень много материалов находится в открытом доступе – в интернете. А вот когда люди – в основном школьники – готовят исследовательские работы, то прибегают в библиотеку, ищут, а мы помогаем.

– Что может стать тем «якорем», который зацепит молодых и увлечет их историей родного края?

– Надо пытаться как-то их заинтересовывать, разрабатывать интересные проекты. Например, во время проведения масштабной краеведческой викторины к 900-летию Югры многие жители приходили к нам, искали ответы на вопросы. Материальный интерес и стремление победить тоже могут послужить делу развития краеведения.

– Может быть, стоит заставлять изучать, следовательно, и любить историю города, региона, страны?

– Может быть, иначе изучать не будут. И многие родители так же считают. Кстати, меня удивило, что в деревне знания по краеведческим вопросам гораздо шире, чем в городе, там больше тянутся к своей культуре и истории.

– Вас огорчает то, что сегодня функции библиотекаря так изменились?

– Наоборот, ведь они значительно расширились! Если читатели самостоятельно не идут к нам, то мы приглашаем их на различного рода мероприятия. При формировании плана руководствуемся в первую очередь нашей настольной книгой – краеведческим календарем. Проводим мероприятия к юбилеям, важным городским событиям – особенно сейчас, когда Ханты-Мансийску присвоено высокое звание «Город трудовой доблести». Знают нас в детских садах и школах, где мы проводим интересные игры, викторины, турниры, квизы, квесты, – когда дети играют, то гораздо больше запоминают.

Недавно мы написали проект мультиязычной настольной игры с использованием языков ханты и манси – по всем известной игре «Мемори». Апробировали это начинание, которое тоже понравилось детям.

– Какими темпами идет пополнение фондов краеведческого отдела? Охотно ли делятся новыми изданиями авторы?

– Не слишком, таким путем в год приходят всего одна-две книги – не все авторы спешат передавать в библиотеки обязательные экземпляры, поэтому сами просим поделиться. Тем не менее фонд формируем, по мере накопления передаем издания в отдел комплектования.

– Вы согласны с утверждением, что в обозримом будущем книга уйдет из нашего обихода и все заменит интернет?

– А я уверена, она останется навсегда – как первоисточник, и всегда найдет своего читателя. Просто сейчас для многих молодых людей нет в ней необходимости. Практически все школьники утверждают, что любят наш зеленый и уютный город, но на предложение почитать что-нибудь о его истории отвечают отказом. Отвечают, что им некогда, но они обязательно придут, например, чтобы подготовиться к участию в тематических олимпиадах.

– На одном из ящичков с картотекой читателей заметил ярлычок «Задолжники» – неужели таковые еще встречаются?

– Некоторые книги в нашем фонде имеются лишь в единственном экземпляре, поэтому отдельных недобросовестных граждан приходится обзванивать и напоминать о долге. Чаще всего они оправдывают задержку с возвращением тем, что им некогда идти в библиотеку, либо они не успели с ней поработать.

– Имеется ли у вас профессиональная мечта?

– Хочу собрать группу молодежи и вести исследования, например, розыск людей, пропавших без вести в годы Великой Отечественной. Не обо всех почетных жителях города есть достаточно достоверной информации, хотелось бы ее найти, возможно, записать их воспоминания на видео. Жаль, не хватает времени всем этим заняться.

– У вас есть любимая книга или автор?

– Есть – Еремей Данилович Айпин, хотя его иногда достаточно сложно понять, он очень широко мыслит. Вообще люблю исторические и детские книги, с удовольствием читаю произведения наших местных поэтов.

– Чем занимаются ваши близкие и вы сами – в свободное от работы время?

– Муж Василий уже находится на заслуженном отдыхе, сыновья работают и учатся: Максим – администратор, Владислав трудится на заводе, Владимир – студент, Михаил только что демобилизовался из армии. Что касается увлечений, то они обычны – дача, огород, хозяйство, цветы.

С некоторых пор захватило обучение творчеству – шьем и вяжем платья, гольфы, варежки, платки с хантыйскими узорами. Чем старше становлюсь, тем больше тянет к народному искусству. Советуют подать заявку на звание народного мастера, но я пока еще не настолько вникла в секреты ремесла.

– В заключение хотелось бы услышать несколько слов о Ханты-Мансийске…

– Этот город очень много значит в моей жизни. Когда приезжала сюда маленькой, то он казался мне огромным – вроде Москвы, когда училась здесь, долго не могла привыкнуть к автобусам и предпочитала ходить пешком, исследовать его улочки. Когда уехала, то меня всегда тянуло обратно. Я рада, что живу именно здесь!