"Голова — всему начало": казанские главы в XIX веке

"Показал себя заботливым хозяином города" — так отзывались об Александре Лебедеве, который дважды был в должности городского головы Казани (1883—1888 и 1899—1903). Его запомнили благодаря строительству каменного моста через Булак и другим добрым делам в пользу города. Подробнее о нем, а также других выдающихся казанских городских головах в своем дзен-канале "Записки о провинции" рассказывает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новой истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Елена Миронова.

"Голова — всему начало": казанские главы в XIX веке
© Реальное время

Должность городского головы существовала со времен Екатерины Второй и до революции в октябре 1917 года. До 1870 года головы фактически подчинялись губернской администрации и имели мало независимости. Расцвет городского самоуправления начинается с Городового положения 1870 года, когда головы стали во главе всесословной думы и управы, став полновластными распорядителями городского хозяйства. Выборы проходили каждые 4 года.

Годовой доход городского головы не был одинаков, и его размер определяла дума, исходя из возможностей бюджета и приоритетов управления. Например, 1887 году жалованье головы в Тетюшах составило 200 рублей, в Мариинском Посаде, Свияжске и Арске — по 500 рублей, в Спасске — 600, в Лаишеве, Цивильске, Мамадыше и Царевококшайске — 700—800, в Козьмодемьянске, Чистополе и Казани — свыше 1000 рублей.

Голова председательствовал в думе и руководил исполнительным органом — управой. Он следил за исполнением постановлений думы, давал поручения членам управы и т. д. Вместе с членами управы составлял городской бюджет, который утверждала дума.

За время существования самоуправления городских голов было немало, но мы пока остановимся на биографии и деятельности некоторых из них.

На рубеже XIX—XX веков головой был Александр Александрович Лебедев (1883—1888 и 1899—1903). В должность он вступил в возрасте 40 лет, до этого Лебедев несколько лет подряд избирался почетным мировым судьей, находился на земской службе, а также побывал на фронте во время русской-турецкой войны 1877—1878 годов. По отзывам коллег, Лебедев "показал себя заботливым хозяином города", кроме того, он делал немалые материальные пожертвования в пользу города . Так, на личные средства голова застраховал служащих казанской пожарной команды, а в 1907 году пожертвовал 30 тысяч рублей на строительство каменного моста через реку Булак.

В 1888 году городским головой становится Сергей Викторович Дьяченко. Как следует из протокола Казанской городской думы, при нем были сделаны большие успехи: велось строительство Московско-Казанской железной дороги, Кизической дамбы, улучшено медико-санитарное состояние, лучшие земельные участки города были отведены под здания технического училища, художественной школы, училища для слепых. Кроме того, был разбит сквер имени Фукса. Появляется электрический трамвай и электрическое освещение. Также он станет создателем и первым директором Казанского городского научно-промышленного музея.

Скажем несколько слов об еще одном голове — Сергее Андреевиче Бекетове. Кроме указанной выше должности, в его послужном списке значится: кандидат на судебные должности при Казанской судебной палате, непременного члена Казанского уездного по крестьянским делам присутствия (1887—1888), мировой судья г. Ка­зани (1888—1895) и гласный от Казанского уездного и губернского земских собраний, член губернской земской управы (1901—1903), присяжный заседатель по Казанскому уезду, гласный Казанской городской думы (1909—1913). Хотя он занимался вопросами всеобщего образования, железнодорожного строительства, но в газете "Волжский листок" Бекетова вспоминали в связи со слухами о его связях с женщинами легкого поведения.