Михайловскому театру в Санкт-Петербурге исполнилось 190 лет

"Все здесь дышит искусством" Ровно 190 лет назад, 8 ноября 1833 года, в Санкт-Петербурге дал два первых спектакля новый театр. Императорский Михайловский театр открылся по указу Николая I, подписанному в 1931 году. Свое название он получил в честь младшего брата монарха - великого князя Михаила Павловича. В течение двух лет на участке, ограниченном Михайловской площадью, Инженерной улицей и Екатерининским каналом, возле Михайловского замка, где теперь располагается Русский музей, архитектор Александр Брюллов возводил скромное с виду здание театра, которое должно было гармонично вписаться в ансамбль Площади искусств, спроектированный Карло Росси в стиле классицизма. Зданию Михайловского театра изначально придали внешний облик жилого дома - лишь над крышей можно было различить коробку сцены. Брюллову пришлось постараться, чтобы компактно разместить в роскошном внутреннем оформлении зрительный зал, сцену, вспомогательные помещения и парадные лестницы. Проблема была в размерах самого участка - ширина его составляла ~38 м~, а длина - ~108 м~. Более того - на этапе разработки проекта длина уменьшилась ~до 68 м~, что создало дополнительные трудности. По этой причине были сокращены площади вспомогательных помещений, парадные лестницы заменены на более скромные, а от "зала для писания декораций" и вовсе пришлось отказаться, равно как и от большого фойе. Партер заменили на возносившийся вверх крутой амфитеатр. Несмотря на трудности, внутренняя отделка не оставляла впечатления, будто Михайловскому театру было суждено потеряться на фоне своих "старших братьев" - Большого Каменного театра в Санкт-Петербурге и Большого в Москве. "Войдемте в Михайловский театр, как здесь светло, как благоуханно, как все здесь дышит искусством", - так писала "Литературная газета" в 1843 году. Ярусы в зрительном зале Михайловского опирались на тонкие стойки и кронштейны, ложи и кресла амфитеатра были выполнены в малиновом бархате и украшены позолотой, орнаменты плафона, барьеров и стен отсылали к сценам из помпейских росписей, фойе симметрично украшали скульптуры, мимо которых зрители следовали в зал, рассчитанный ~на 900 человек~. Открытие театра и репертуар В день торжественного открытия Императорского Михайловского театра в зале присутствовали император Николай I с супругой, великие князья, поэты Василий Жуковский и Петр Вяземский, а на сцене дали два представления - балет балетмейстера Алексиса Бланша "Амур в деревне" и водевиль актера и драматурга Петра Каратыгина "Знакомые незнакомцы" в исполнении труппы Александринского театра. Пьеса эта к тому моменту уже три года с успехом шла в Александринке - 30-е годы XIX века были временем расцвета водевиля в России. "Знакомые незнакомцы" были первой пьесой Каратыгина в этом жанре - она была сразу благосклонно принята и критикой, и зрителями. Николай I впервые посмотрел ее еще в 1830 году. "Через несколько дней я получил от Его Величества прекрасный бриллиантовый перстень. Это была, уже в полном смысле - высочайшая мне награда! Царская милость имела громадное значение и в нашем закулисном кружке", - вспоминал Каратыгин в своих "Записках". В них же он отмечал, что в то время "Государь редко посещал русский театр", - в высшем обществе было принято интересоваться итальянской оперой и французским театром. Михайловский, изначально предназначенный для императорской семьи и ее приближенных и показавший в день открытия русский водевиль, впоследствии стал площадкой для французских и немецких театральных трупп. Долгое время его и называли то на французский манер - "Theatre Michel", то на немецкий - "Michael-Theater". Спектакли - водевили, балеты, - шли с успехом, считалось даже, что французская труппа Михайловского театра уступает лишь парижской Comedie-Francaise. Здесь не раз дирижировал оркестром Иоганн Штраус, а на сцену поднимались не только иностранные артисты, но и знаменитые русские исполнители - в частности, братья Каратыгины, Вера Комиссаржевская, Матильда Кшесинская, Федор Шаляпин. К слову, с 1894 года - в связи с ремонтом Мариинского театра - здесь стали давать и оперы. В 1859 году Михайловский театр перестроили по проекту архитектора Альберто Кавоса - к залу прибавилось еще 200 зрительских мест. Собственная труппа Обзавестись собственной труппой Михайловскому театру пришлось после Октябрьской революции. Немецкие артисты покинули страну еще в 1914-м, в 1917-м уехали и французы. Новый сезон 1918 года был открыт 6 марта - Михайловский стал вторым государственным оперным театром Петрограда. В 1920 году он получил название Государственного академического театра комической оперы; в 1921-м - был переименован в Малый академический театр, а в 1926-м - в Ленинградский академический Малый оперный театр (сокращенно - МАЛЕГОТ). В 20-е и 30-е годы в Михайловском ставили новые советские оперы - "Нос" и "Леди Макбет Мценского уезда" Дмитрия Шостаковича, "Тихий Дон" Ивана Дзержинского. В 1930-е годы в Михайловском была создана и своя балетная труппа. В январе 1932 года отобранные в нее артисты балета дали свое первое закрытое представление в зале этнографического отдела "Русского музея". Это была танцевальная сюита по мотивам греческого праздника, созданная хореографом Федором Лопуховым. Постановка имела успех, что придало импульс развитию Михайловского в качестве театра оперы и балета.

Михайловскому театру в Санкт-Петербурге исполнилось 190 лет
© Газета.Ru