Омский студенческий отряд получил знамя лучшего на БАМе
Стройотряды Сибири хорошо потрудились на всероссийских стройках. По итогам трудового семестра лучшим на БАМе был признан омский ССО "Альтаир". Секрет успеха прост.
- В нашем отряде развиты коммуникабельность и уважение друг к другу. Это очень важно в работе, поскольку все надо делать и решать сообща. Об этом мне рассказывал и мой дядя, в прошлом тоже боец ССО на БАМе. Вообще ощущения от причастности к великой стройке потрясающие. Это останется с нами навсегда, - признался комиссар отряда "Альтаир" Сергей Шерер.
Знамя лучшего на БАМе - это не только престиж, но и возможность выбрать объект-2024. И ребята уже нацелились на ключевой участок Восточного полигона железных дорог, где второй год проводится масштабная реконструкция с помощью студентов.
В этом году сводный отряд вырос более чем вдвое - до 2,7 тысячи человек. И будет расти дальше, поскольку реконструкция затронет уже пять железных дорог. В 2023-м фронт работ студентов был расширен от станции Входная (Омская область) до станции Ванино (Хабаровский край). В процессе обновления магистрали участвовали студенты из 33 регионов. Две сотни из них - омичи.
Самый большой отряд - путейцы-ремонтники. Ребята прошли спецподготовку, получили профессию монтера, и взялись за работу. Зона их ответственности - расширение и обустройство путей, укладка рельсов. Помимо этого, студенты работают энергетиками и связистами. Участвуют в создании инфраструктуры станций, прокладке кабельных линий. Трудятся бетонщиками и монтажниками на объектах капитального строительства, в том числе по линии минобороны.
Работа ответственная, сложная. В этом году не обошлось без ЧП. Ливни размыли часть железнодорожного полотна, повредили десять опор на 1102-м километре перегона "Холодная - Нижнеангарск". Поезда пришлось пустить в обход. А путейцы, в том числе и студенты отряда "Серпантин", ударно восстанавливали разрушенный стихией участок дороги. Через три дня движение было возобновлено.
Лучший способ повзрослеть
Несмотря на сложные условия работы, ребята не жалуются. Возвращаются домой повзрослевшими. Ответственность, самостоятельность, первые заработанные деньги этому способствуют. Зарплата на БАМ-2023 - от пятидесяти тысяч рублей, а в некоторых подразделениях, в зависимости от выработки, более ста тысяч.
- В этом году, к счастью, обошлось без серьезных травм и проблем. Спасибо РЖД и подрядным организациям. Отряды полностью обеспечили работой, спецодеждой, инструментами, создали нормальные условия проживания, - пояснил председатель правления Омского регионального отделения РСО Алексей Потейко. - В таких условиях ребята растут как профессионалы. Потом выбирают трудоустройство в "своих" компаниях. Например, половина новосибирских, иркутских командиров и штабистов прошлого года были приглашены в штат. И этим летом уже сами принимали студентов на БАМе.
Впервые в этом году на магистрали трудилось значительное количество девушек, которые активно этого добивались. В техотделах, кадровых службах, сигналистами на линиях работали 130 студенток.
Руки не для скуки
Отряды работали не только на БАМе, но и на других объектах в разных сферах экономики. Всего в летнем трудовом семестре участвовали 4 175 омских студентов и 4 175 школьников. Первые, например, достраивали "незавершенку" - дома дольщиков. Полторы сотни студентов трудились на объектах ОПК, некоторые собирали беспилотники в Татарстане. А более тысячи ребят работали проводниками.
- Как и прежде, было полно работы в Крыму. Но нам интересно и развитие сибирского туристического кластера, который тоже набирает обороты. В этом году более двухсот омичей отправились в Горный Алтай. Десятки трудились в омских санаториях. Традиционно много студентов посвятило каникулы работе вожатых в детских оздоровительных лагерях, - рассказал Алексей Потейко.
Студенты ударно восстанавливали размытый ливнями участок железной дороги Фото: РСО
Программа летней занятости школьников тоже значительно усовершенствовалась. Только в Омской области летом работали десять тысяч старшеклассников. Рывок удалось сделать благодаря поправкам в трудовое законодательство, которые упростили процедуру набора школьников в такие отряды.
Сегодня трудоустройством ребят занимается главным образом государство. Предприниматели тоже могли бы подключиться, но опасаются сложностей.
- Как только берешь к себе школьника, сразу приходят проверяющие, которые что-нибудь да найдут. Сегодня прокуратура, завтра - трудовая инспекция или еще кто-то. Работать некогда. К тому же создание рабочих мест, в том числе и летних, требует аттестации. Подросток продает мороженое месяц, а на аттестацию лотка требуется два месяца. В белую работать нет никакого смысла, - признается один из руководителей предприятия общественного питания.
По словам специалистов, такие проблемы можно решать на региональном уровне. Например, в Севастополе власти приняли программу летнего трудоустройства школьников. Глава региона совместно с предпринимателями создал для этого "Отряд губернатора". И омичи внимательно изучают этот опыт.
Не только летом
Кстати, многие омские студенты ищут варианты постоянной занятости. И спрос рождает предложение. Сейчас ССО выстраивают круглогодичные отношения с кондитерской фабрикой, птицефабрикой, сортировочным центром и университетом физкультуры, которому требуются инструкторы и прокатчики для обслуживания горнолыжной трассы.
- Рынок труда в условиях дефицита рабочих рук сильно изменился. Повсеместно выросла зарплата, в некоторых отраслях вдвое. В среднем стройотрядовец сейчас зарабатывает сорок тысяч рублей в месяц. Сервисные отряды стартуют от 35 тысяч, вожатые - от 25 тысяч. В том же "Самокате" ребятам платят пятьдесят-восемьдесят тысяч рублей в месяц. И с этим работодателям приходится считаться, - поясняет Алексей Потейко.