Войти в почту

"Тут у нас взрыв, тут динозавры пробегают". Константин Барышников о мюзиклах в России

Мюзикл - возможность сбежать от суеты и на три часа отдаться фантазии. Порой вовсе и не сказочной. Как "нелёгкий лёгкий" выглядит изнутри и чем цепляет зрителя? Интервью из цикла публикаций, в котором мы разговариваем с теми, кто сегодня задаёт стандарты жанра в нашей стране. Мюзикл или музыкальная драма? Почему зрители фанатеют не от самих историй, а от артистов? Нужен ли театру контроль со стороны? В чём особенность спектаклей-франшиз? В этих вопросах разберёмся с артистом мюзиклов Константином Барышниковым. В октябре мы насчитали у него как минимум две премьеры: мюзикл "Дракула" (16+), о котором мы уже рассказывали , и рок-опера "Воздух 2112" (16+). Фанаты жанра точно знают артиста по ролям в проектах "Бал вампиров", "Шахматы", "Дон Жуан: Нерассказанная история" (16+), "Мастер и Маргарита" (16+), "Орфей" (6+) и "Гермес" (6+). - Константин, вы по образованию артист оперы. Откуда такая любовь к так называемому лёгкому жанру, к мюзиклу? - Я не очень люблю использовать слово "мюзикл", давайте говорить музыкальная драма? Это ближе к правде будет. - А не другой ли это жанр? - Нет, я так не считаю. Мюзиклами сейчас называют всё что угодно, но это не так. Прекрасное русское словосочетание "музыкальная драма" ближе нашей душе, которую мы так любим рвать и раскрывать. Кстати, сейчас "Маяковский" (16+) в Ленкоме, уверен, не просто так музыкальной драмой назван. Что касается смены жанра в моей карьере, то скажу так: чтобы быть чисто оперным певцом по жизни, тебя от оперы должно прямо "переть" и в профессии ты должен быть выше всех на голову. Продвигать себя в оперном коллективе - дорогое хобби. В мюзикле немного проще: здесь можно через свою душу с публикой работать. Арии здесь более разноплановые: есть место и для декламации, и для душевных терзаний - тут всё не так однозначно, как это обычно бывает в опере. Но и сходство есть - в ариях обоих жанров есть что спеть (улыбается) . - С омской сценой вы знакомы не понаслышке , в каком положении, на ваш взгляд, мюзикл находится в регионах? Что должно произойти, чтобы можно было говорить о повсеместных качественных постановках? - Беда масштабно одна - нет градации жанров. Оперетта, опера, мюзикл - это три разных жанра. Когда оперные певцы выходят и поют мюзикл, давайте будем честны, это режет слух. Немаловажно и оснащение зала качественной звуковой аппаратурой. Звук в мюзикле - это приоритет. Не надо превращать спектакль в акустический перформанс - где-то в мюзикле нужен хрип, а где-то - визг. Тонкая работа со звуком - то, что в нём особо ценится. Это же не опера, в которой ты должен чисто школу держать. - То есть то, что одни и те же артисты заняты сегодня в опере, а завтра - в мюзикле, влияет на качество этих постановок? - Определённо. Когда стационарный театр берёт в репертуар мюзикл, нужно понимать градацию возможностей артистов. Когда академисты выходят в мюзикле, у публики шок: "Что вообще происходит?". Это странно звучит. Сегодня я в роли Рэнфилда выходил на сцену, и, если бы я пытался исполнить материал с академической постановкой голоса, я бы просто не смог сыграть. Это было бы абсолютно смешно. Я всю арию пою на выдохе, и под конец голос садится почти в ноль. Такая вот специфика мюзиклового номера. Константин Барышников в роли Ренфилда (мюзикл "Дракула") - Есть ли, на ваш взгляд, сегодня особенности восприятия мюзиклов в нашей стране? - Лично меня напрягает вот что: люди перестали ходить на спектакль как на историю - они идут на артиста. В связи с этим иногда режиссёры пренебрегают качеством постановки и просто берут на роль человека с именем, но этого не всегда хватает, чтобы быть на уровне. Спектакль нужно делать так, чтобы зритель приходил и ему было совершенно неважно, какой сегодня состав. Компания Stage Entertainment (сейчас с этой компанией можно сравнить театральную компанию "Бродвей Москва") так делала и продолжает делать: зритель узнаёт состав в день спектакля. Они себе могут это позволить. За счёт привоза лицензионных спектаклей заработали доверие публики. Человек идёт на их проект и уверен, удовольствие он получит в любом случае. Это правильно. - Вы, кстати, участвовали в постановках Stage Entertainment "Шахматы" и "Бал вампиров". Что было отличительного во внутренней работе этих проектов? Как компания повлияла на российскую сцену? - Stage привёз в страну именно качество работы - всех служб! У нас как обычно в постановках бывает? (улыбается) В целях экономии многим занимаются не самые компетентные люди, все друг другу помогают. Один человек выполняет 360 функций, я это люблю называть в шутку russian production. Так вот Stage Entertainment показал, к какому уровню нам надо идти. Там, если ты артист, - ты знаешь, что придёшь в театр, на столе уже всё готово для роли, костюмер готов, и ты занимаешься чисто своей актёрской работой. Такое разделение обязанностей, конечно, нравилось. Спектакль-франшиза - это про точность во всех аспектах. Когда ты на сцене, ты должен быть в определённой точке: влево/вправо - никакой импровизации. Петь ты тоже должен точно по нотам, если промахнулся - запишут, а потом спросят: почему? Если говорим про декорации, то я слышал, что на "Призраке оперы" они хранились при определённой температуре. Вся информация о проекте была у иностранцев, владельцев лицензии. Был контроль и отчётность. Моё личное мнение: с уходом Stage чёткость потерялась и опять возвращается история с междусобойчиками. А так нельзя - нужно смотреть на мир, кто, что сделал и как сделал. Нужно постоянно быть в работе над собой, а не как некоторые стационарные театры, которые выпускают по три спектакля в год и у них вроде бы всё хорошо по числам, а качество и отношение к артистам неважно. Поэтому я и перестал работать в стационарных театрах. В тотальных "рашен продакшенах" у нас любят пустить пыль в глаза на премьере, "отмыть", забыть про качество и говорить: "Спектакль у нас классный, тут взрыв, тут динозавры пробегают", а по факту - два стула и стол. Очень "красиво", согласен (улыбается). - Кстати, масштабность и наличие ансамбля - обязательные, на ваш взгляд, условия мюзикла? - Ансамбль и балет - это про выпуклость материала. "Шахматы", "Вампиры" - там ансамбль был из очень квалифицированных ребят. Люди - бомбы. Доходило до того, что зрители признавались, что приходили смотреть на ансамбль, ради хоровых сцен. Всё хорошо, но финансово не очень выгодно. Поэтому в антрепризе всё пытаются сокращать и искать максимальную технологичность и многофункциональность средств. - Вы уже сказали, что зритель идёт на артиста. А как влюбить в себя зрителя, как сделать себя "тем самым"? - Я вообще не знаю, что тебе сказать (смеётся). Мне 40 лет, я давно в жанре, я до сих пор на этот вопрос для себя не ответил. Но, конечно, по базе пытаюсь быть честным со зрителем, не прикидываюсь бруталом или ещё кем-то во время работы. Я просто такой, какой есть. Я стремлюсь именно к тому, чтобы меня ценили за работу - вот и всё. Иду к этому давно. Посмотрим, куда приду (улыбается). - Говорят, мюзикл - жанр фанатский. Чувствуете это? - Вампирские поклонники просто топчик были. Бомба! Это сумасшедшие люди - они по 50 раз на "Бал" готовы были ходить. После этого меня стали чаще узнавать, начала расти популярность. Сейчас я не работаю в каком-то определённом театре, и у меня есть поклонники, которые во время отсутствия проектов пишут и интересуются, где я, как дела. Есть свой пласт поклонников, и главное - их интерес ко мне спектаклями подогревать и всё будет круто. - Мюзикловую аудиторию часто характеризуют не то чтобы как привередливую, скорее как придирчивую. Если мы всё же считаем мюзикл для себя новым жанром, когда люди успели "преисполниться"? - Я бы связал это с популярностью краудфандинга. Аудитории говорят: "Вы теперь вместе с нами ставите спектакль, вы теперь тоже отчасти постановщики". Люди теряются в гранях, кто они. Сейчас же иногда ещё продаются билеты на посещение закулисья: артисты переодеваются, а зрители ходят и смотрят, артисты на чек вышли - те смотрят. Я не против этого, мне не жалко, но мне кажется, это чуть-чуть сбивает магическую грань "зритель/артист". - Насколько, по-вашему, важна любовь, о которой все так любят вспоминать, говоря о жанре? Если постановщик мюзикла не сделает ставку на это чувство, как считаете, спектакль будет иметь шанс на успех? - Миром вообще правит любовь. Если нет, к этому стоит идти. Самое главное, чтобы в спектакле была драматургия, чтобы зрители выходили из зрительного зала хоть чуть-чуть, но другими людьми. Главное в театре - задеть человека так, чтобы он проанализировал свою жизнь и стал лучше или просто почувствовал, "что-то не то происходит", и начал меняться. Короче, должен быть эффект. Когда я впервые смотрел "Бал вампиров" в 2011 или 2012 году, сидел на втором ряду и точно помню, как плакал. На спектакль меня пригласил Кирилл Гордеев ( лауреат театральной премии "Золотой софит", номинант премии "Золотая маска", известен ролями в мюзиклах "Бал вампиров", "Джекилл и Хайд", "Шахматы", - прим. ред. ). Мы с ним потом встречаемся, и он спрашивает: "Ты чё, плакал?". А я на тот момент ушёл из Омского музыкального театра, вернулся работать в столицу, но был не на сцене, а в банке. И вот я сижу в зале, вижу этот огромный дом, который разворачивается, - у меня слёзы градом! Мне хотелось участвовать в этом, мне хотелось масштабности. И ведь случилось же - я работал в "Бале"! - Мечты сбываются, но проекты, к сожалению, имеют свойство заканчиваться. На какие мюзиклы сегодня, на ваш взгляд, стоит сходить? - Чтобы я посоветовал? "Ничего не бойся я с тобой" (12+), "Дама пик" (16+), "Воздух 2112", "Икар" (12+) скоро должен стартовать и, конечно, познакомьтесь с нашим "Дракулой" и с грядущей одноимённой премьерой компании Creative Lab STAIRWAY. *Cпойлер: в следующий раз мы расскажем о концерте-презентации рок-оперы "Дракула" в постановке Руслана Герасименко . - Как для себя объясняете такое нашествие вампиров? - Я сам удивляюсь востребованности, но это мистика, и она интересует. Она всегда про что-то тайное и необычное. Она манит! Посмотреть хоть на Сару ( героиня "Бала вампиров" - прим. ред. ) - она слышит голос, и свалить из деревни хочет. Вот и мы так же, как и она, хотим побыть в этой сказке. Напомним, в материале: "Купить билет в другую реальность: зачем нам в бренной жизни мюзикл" мы попробовали разобраться, за что люди любят жанр и что в нём точно должно быть. Почему вампиры будут актуальны ровно столько, сколько длится их жизнь, и в чём заключаются особенности режиссуры мюзикла, нам рассказал режиссёр "Дракулы" Андрей Пляскин , а Дмитрий Бозин, который вышел на сцену в образе беспощадного чудовища, в сердце которого всё ещё теплится надежда на такое желанное чувство, - об искусстве "на крови" и мюзиклах . Фото: скриншоты Musical Universe

"Тут у нас взрыв, тут динозавры пробегают". Константин Барышников о мюзиклах в России
© Омск Здесь