Войти в почту

"Ай, былбылым": любовный многогранник в доме престарелых

Главный режиссер Тинчуринского театра Туфан Имамутдинов поработал со старшим поколением труппы

"Ай, былбылым": любовный многогранник в доме престарелых
© Реальное время

Туфан Имамутдинов впервые поставил в Тинчуринском театре, который возглавляет второй год, спектакль с преобладанием старшего поколения "Ай, былбылым" ("И в старости, и в радости..."). Пьесу о любовных треугольниках в доме престарелых написал Шамиль Фархутдинов, 30 лет работающий в театре актером и драматургом.

Штатный автор

Фархутдинов переиграл в Тинчуринском более 40 ролей, побеждал на "Наурузе". В том же 1993-м он написал для театра детскую пьесу "Сказка о сказке" ("Әкият турында әкият"), тем самым приведя сюда нового зрителя. С тех пор он продолжает сочинять специально для Тинчуринского: сейчас в афише — его комедии "Эх, алмагачлары!" ("Эх, яблоньки мои!") и "Мәхәббәт баскычы" ("Лестница любви"). Это, что называется, "спектакли на кассу", от которых и не ждешь ничего сверхъестественного.

В спектакле играют четыре народных и два заслуженных артиста Татарстана (а один еще и заслуженный артист России). С таким составом не выстроишь экспериментальную постановку, но у Имамутдинова такой цели и не было, вспомним, что начинал он свою работу главрежем в бывшем передвижном театре с комедии "Полиционер". Будучи режиссером, и в ТЮЗе, и здесь он опирается на молодую часть труппы. Но при этом есть у него в театре юного зрителя "Зимняя сказка для взрослых". Название говорит само за себя, и в репертуаре ТЮЗа, где теперь мало работ Имамутдинова, спектакль сохранился.

Без младших

"И в старости, и в радости…" — грустная комедия с компактным составом и декорациями. Вам нужно три ширмы, три каталки (две символично превращаются в свадебный стол), один диван и одна скамейка. Плюс несколько стульев. В таких условиях живут герои в доме престарелых. Все они — одинокие люди.

Только у Булякбану (Ляля Миннуллина) есть дочь (Гузель Гайнуллина). Она живет в Германии — и работает в доме престарелых. Общаются они по видеосвязи, причем Миннуллина "попадает" репликами в записанные ролики, от чего еще сильнее чувство, что стороны друг друга не слышат. Над бабушкой подшучивают соседи, смеются зрители, и потому становится даже неловко.

Сюжет строится вокруг неудачной попытки соединиться узами брака Фикуса (Ильгизар Хасанов) и Гульджаннат (Люция Галлямова). У будущего очередного мужа подскочило давление, а тут появляется незрячий Рахимзян (Зуфар Харисов), в котором Гульджаннат узнает человека из прошлого. К этому треугольнику примыкает Кызбика (Зулейха Хакимзянова), явно симпатизирующая Фикусу.

В спектакле есть два ярко выраженных комедийных персонажа. Это Мифтах (Салим Мифтахов) — по нему понятно, что Фархутдинов писал под конкретных актеров. Мифтах — это бывшая звезда сцены, а Мифтахов — человек, работавший сначала в Камаловском, потом в Татарской филармонии, а потом пришедший в театр на улице Горького. Его эстрадная манера вполне здесь оправданна. Так же, как и роль директора дом Раисы Раисовны (Гузель Гарапшина), которая сдерживается весь спектакль, чтобы не сорваться, когда возникает слишком много проблем.

Символ наигрыша — "передвижной ЗАГС", экзальтированная Сылу Киямовна (Миляуша Назмеева). Словом, случайных героев здесь нет, единственный молодой персонаж, он же второстепенный — это медсестра Аделя (Лилия Камалиева/Аделя Хасанова), чья роль заключается в принятии добра и житейской мудрости от стариков и сообщении дурных новостей.

В гости к бабушке

Возрастным персонажам Фархутдинов раздал эффектных фраз на радость пришедшему отдохнуть зрителю. Мифтах сравнивает жизнь с шариками. Гульджаннат проявляет свою боевитость. Рахимзян ироничен даже в самые трудные минуты. Все вместе поют "Ай, былбылым". Играют все резко, настырно, как привыкли, но ведь так зачастую себя и ведут пожилые люди, особенно — оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Если зритель близкого возраста с актерами или годится им в дети — он сходу понимает реплики. Если помладше — то возникает ощущение, что приехал в гости к бабушке-дедушке, сначала как-то неловко, а потом уютно.

При этом старики еще и пытаются спасти лес напротив дома престарелых, который сносят под развлекательный центр. Они рисуют транспаранты и тревожно стоят, пока в динамиках ревут машины. Кажется, ключевой момент спектакля — когда старики узнают о смерти и поднимают руки в молитве. Инвалиды, никогда не выходившие замуж, весельчаки, подкаблучники, все произносят нужные слова, а Рахимзян говорит: "Мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся". Но, кажется, эти люди еще не собираются уходить: кто только что нашел счастье, а кто-то простил обиды.