Отечественные электропоезда - технологические достижения и дорожный комфорт
Железнодорожный транспорт - один из основных приоритетов сферы машиностроения для России. В условиях ограничения авиаперелетов и их удорожания популярность набирает железнодорожный туризм, а городские поезда помогают создать мобильную инфраструктуру современного города и снижают количество пробок, а также нагрузку на другие виды общественного транспорта, например, на метро.
В таких непростых условиях отечественное транспортное машиностроение расширяется и набирает обороты - недавно Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ, входит в АО "Трансмашхолдинг") открыл новый цех техники. Такое решение продиктовано, прежде всего, возросшим спросом на продукцию предприятия в условиях западных санкций. Тем не менее, именно это позволяет выпускать поезда, которые разработаны и построены в нашей стране - причем здесь создано всё вплоть до программного обеспечения и системы управления.
Речь идет о городском электропоезде "Иволга" - флагмане Московских центральных диаметров. Он разработан совместно с правительством Москвы. Это следующий шаг в развитии городского электротранспорта, который улучшит технические характеристики предыдущих моделей "Иволги", к примеру, для поезда создали специальную тормозную систему. Одно из главных отличий - три двери вместо двух, чтобы пассажирам было удобно быстро заходить и выходить из вагонов. Мест для комфортной поездки также стало больше. Кроме этого, позаботились о маломобильных пассажирах и тех, кто перевозит велосипеды и скутеры, - для колясок и личного транспорта есть специальные площадки. А электросамокат можно и подзарядить!
Другие электропоезда этой серии - 1.0, 2.0 и 3.0 продолжают курсировать по Московским центральным диаметрам и остаются востребованным городским транспортом не только для жителей столицы, но и для тех, кто проживает в Подмосковье.
Фото: АО "Трансмашхолдинг"
Для того, чтобы разработать и выпустить уникальную платформу "Иволги", пришлось постараться не только производствам Трансмашхолдинга, но и их подрядчикам. К примеру, саратовский завод АИТ специально для этих поездов создал аккумуляторную батарею 90KGL140P и конструкцию подвагонного аккумуляторного ящика, где батарея размещается на выкатной тележке. Продукция поставляется на ТВЗ в собранном виде - такой конструкцию можно сразу закрепить под вагоном и подключить кабельный разъем. С 2018 по 2022 годы ЗАИТ поставил 208 комплектов батарей 90KGL140P, а за 2023-й - уже 46 комплектов. Объем производства, по сравнению с прошлым годом, увеличился почти на 20%!
"Отечественное железнодорожное машиностроение имело большой период успеха. Импортозамещение не стало преградой на пути к дальнейшим достижениям. Мы наблюдаем на примере метро-, трамваестроения - эти области используют передовые наработки из сферы железнодорожного машиностроения. Да, с введением санкций Евросоюза произошел разрыв привычных цепочек, переориентация на новых поставщиков, но в итоге это не привело к критическим сбоям, их нет. Прошло больше года, ситуация в сегменте транспортного машиностроения вполне нормальная. Эта область успешно развивается - конкурентоспособный уровень, который был достигнут, остается. "Иволга" продолжает использоваться, кризиса нет и не планируется. Цепочки перестроены. Можно отметить, что сейчас железнодорожный компонент развивается, прежде всего, в Москве, особенно МЦК и МЦД. И спрос только возрастет, аналогичные проекты будут востребованы и в Санкт-Петербурге, и в других городах", - комментирует перестройку производственных цепочек и развитие отрасли Директор центра транспортного планирования института транспорта НИУ ВШЭ Павел Зюзин.
Фото: АО "Трансмашхолдинг"
Действительно, если речь про мобильность, то в российских городах она не всегда обеспечивается метрополитеном - да и не во всех миллионниках он есть. "Городские электропоезда будут очень востребованы в Нижнем Новгороде, Волгограде, Иркутске, Ростове-на-Дону, Красноярске, Владивостоке. В этот сегмент будут инвестировать, потому что альтернатив нет, кроме личного транспорта или автобусов, троллейбусов. Аналогичные МЦД проекты будут поддерживаться губернаторами в регионах. Это поменяет и местную градостроительную политику, которая сейчас не ориентирована на этот очень важный фактор. В ближайшие годы ситуация поменяется", - заключает Зюзин.
В итоге в непростых условиях перестройки производственных процессов и взаимодействия с теперь уже российскими заводами, транспортное машиностроение показывает хорошие результаты. Выпуск востребованной продукции, которая служит созданию комфортной инфраструктуры, - будем надеяться, что со временем во всех городах нашей страны, - продолжается.