Войти в почту

Роскошный пасьянс на кукольной сцене: новую постановку «Пиковой дамы» показали в Нижнем Новгороде

Что наша жизнь — игра! И даже если это игра с куклами, то не обязательно детская. В разгар болдинской осени в Нижегородском государственном академическом театре кукол состоялась премьера удивительного по красоте и исполнению спектакля «Пиковая дама». Яркая и необычная постановка стала грандиозным событием в преддверии 225-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Выбор для постановки в кукольном театре именно этой, пожалуй, самой загадочной и мистической повести Пушкина обусловлен ещё и тем, что она была завершена писателем как раз в эти дни ровно 190 лет назад — глубокой осенью 1833 года. По одной из версий, к написанию «Пиковой дамы» Александра Сергеевича подтолкнула его встреча в Нижнем Новгороде с графиней Софьей Строгановой — младшей дочерью княгини Натальи Петровны Голицыной. Как многие предполагают, именно Голицына послужила прообразом «Пиковой дамы». Княгиня очень любила азартные игры. Однажды в Париже она проиграла крупную сумму денег, но ей посчастливилось встретить алхимика и оккультиста графа Сен-Жермена, который поведал ей тайну трёх карт. Благодаря выигрышной комбинации — тройка, семерка и туз — Наталья Петровна смогла отыграться и вернуть свои деньги. «Пиковая дама» Пушкина многократно экранизировалась и ставилась на сцене. Но интерпретация для кукольной сцены, предложенная четырёхкратным номинантом театральной премии «Золотая маска» и лауреатом премии «Мельпомена» режиссёром Константином Балакиным, стала настоящей сенсацией. Декорации, созданные художником-постановщиком спектакля Еленой Вершининой, сразу погружают в атмосферу мрачных осенних садов Петербурга, где, кажется, оживают тени прошлого. Недвижные статуи будто беседуют друг с другом под шелест опавших листьев. Они то рассуждают, то спорят, то балагурят. Мистика, да и только! Серые мраморные лица кукол Германна, Лизы, служанок и старой графини с самого начала будто предвещают что-то страшное и неизбежное. Куклы способны двигаться, но лишены мимики. Однако, благодаря актёрам-кукловодам и продуманной световой режиссуре, мёртвые, казалось бы, маски, вдруг оживают, пробуждая воображение, вовлекая зрителей в происходящее на сцене, заставляя их быть не сторонними наблюдателями, а свидетелями и участниками событий.На протяжении всего спектакля актёры, куклы и декорации находятся в чётком взаимодействии друг с другом. Всё отточено до мелочей. Каждое движение кукол и актёров имеет значение. Свои роли даже у безмолвных статуй, стоящих по краям сцены и хрустальной люстры над игорным столом. Элементом сценического действа становится и смена декораций. Помимо прочего, в спектакле активно используется приём «театр теней», добавляя постановке ещё большего драматизма и таинственности. Небольшое, казалось бы, сценическое пространство постоянно заполнено образами и событиями. Многослойные мизансцены, меняясь одна за другой, держат зрителей в постоянном эмоциональном напряжении и создают целостное ощущение от происходящего по другую сторону рампы. В театрах принято давать бенефисные спектакли того или иного актёра, где он представлен в одной из своих лучших ролей. Так вот «Пиковая дама» стала бенефисом для всей труппы нижегородского кукольного. Актёры показали высочайший профессиональный уровень не только «оживления» кукольных персонажей, но и актёрской игры. Чувствовалось, что они были по-настоящему увлечены тем, что они делают. Этому коллективу многие драматические театры могут только позавидовать! В «Пиковой даме» задействованы паркетные куклы с движущимися конечностями. Интересно, для изготовления кукол к спектаклю «Пиковая дама» в театре впервые применили специальный пластик. Как оказалось, современный материал пластичнее и долговечнее, чем поролон. Кроме того, эти куклы обладают уникальной системой управления, которая в Нижегородском театре кукол использована впервые. Вот так классическую историю XIX века дополнили передовые технологии века XXI-го! Настоящей изюминкой оформления спектакля стала волшебная музыка Роберта Шумана. Его экстравагантный квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели ми-бемоль мажор, считающийся одним из лучших сочинений композитора и главным произведением камерной музыки девятнадцатого века, стал главной музыкальной темой постановки. Аккорды Шумана звучат даже в виде звонков перед началом спектакля.Но самое главное, что осталось неизменным — гениальный текст Пушкина. Он звучит полностью — от первой до последней строчки. Приём, когда произведение при постановке на сцене не переписывается в пьесу, а остаётся таким, каким его написал автор, в последнее время нередко используется в различных театрах. И, надо сказать, не всегда удачно. Но режиссёр Константин Балакин и артисты театра с помощью актёрской игры, интонаций и верно расставленных акцентов сумели превратить повесть в яркую феерию образов, чувств и переживаний. Константин Балакин, режиссёр спектакля: «Почти два столетия «Пиковая дама» будоражит умы и чувства читателей, художников, зрителей и исследователей. А рождённые автором образы Германна и старой графини, как и комбинация из трёх заветных карт — стали неотъемлемой частью мировой литературы и театрального искусства. Гениальный текст Пушкина рождает неохватный круг ассоциаций. Здесь за каждой строчкой спрятаны ускользающие образы, а за внешним сюжетом скрываются подмигивания из мира невидимого». По словам директора Нижегородского государственного академического театра кукол Аллы Забегаловой, новая постановка способна стать по-настоящему знаковой для театра: «Пиковая дама» для нас — это три «козырные карты»: современно, необычно и, надеюсь, что кассово. Большой акцент в этом спектакле и режиссер, и художник-постановщик сделали именно на куклах. Они действительно необычные. Интересно и то, что в постановке задействован весь творческий коллектив театра, спектакль играется двумя составами». Постановка пушкинской «Пиковой дамы» — настоящая победа Нижегородского театра кукол. Новый спектакль лишний раз доказал, что кукольный театр неправильно считать исключительно детским, он может быть интересен людям всех возрастов, если в его репертуаре есть интересные, качественные, современные, спектакли для разной аудитории. Вспомните, скажем, «Необыкновенный концерт», «Божественную комедию» и другие всемирно известные спектакли Сергея Образцова или легендарную постановку Юрия Елисеева оперетты Шарля Лекока «Жирофле-Жирофля» в нашем театре, с триумфом объехавшую весь Советский Союз и получившую признание в Европе. Новая «Пиковая дама» способна околдовать и на два часа переместить в таинственный мир, где стёрта грань между реальностью и сном, любовью и ненавистью, добром и злом. Среди первых зрителей спектакля оказались школьники 8 – 9‑х классов. Обычно в этом возрасте детям свойственна излишняя активность и неусидчивость. Однако ребята весь спектакль сидели в полной тишине, заворожённо наблюдая за происходящим на сцене. И это ещё один показатель успеха. Несомненно, «Пиковая дама» вопреки суевериям должна стать счастливой картой для театра, открыть путь к новым творческим достижениям и удачам. Премьерные показы спектакля имели грандиозный успех у зрителей, свидетельство тому — исключительно восторженные отзывы в социальных сетях. Хочется верить, что «Пиковую даму» вслед за зрителями по достоинству оценит и профессиональное сообщество, ведь спектакль достоин высших похвал и наград. 12+ Кирилл Савинов