Войти в почту

Помощь всегда рядом: как реализуется принцип наставничества в подразделениях Системы 112 Москвы

<p style="text-align: justify;">Поддерживают новичков и помогают им влиться в коллектив начальник отдела мониторинга региональной системы оповещения и противопожарных систем Дежурно-диспетчерского центра Специальной службы связи, водители транспортного отдела и наставники Отдела обслуживания и ремонта Службы противопожарной защиты и объектовых систем оповещения.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Индивидуальный подход</strong></p> <p style="text-align: justify;">Татьяна Петлякова — начальник отдела мониторинга региональной системы оповещения и противопожарных систем Дежурно-диспетчерского центра Специальной службы связи Системы 112. Она работает в структуре с марта 2020 года, а начальником отдела стала в мае 2021-го. Коллектив, который сегодня участвует в обеспечении безопасности москвичей, сложился при ее непосредственном участии.</p> <p style="text-align: justify;"></p> <p style="text-align: justify;">Свои первые шаги в структурном подразделении Татьяна сделала на должности специалиста 1 класса. Вопросы противопожарной защиты и функционирования объектовых систем оповещения она изучала с нуля, по большей части самостоятельно. Поэтому неудивительно, что девушка стала не только грамотным специалистом, но и талантливым наставником с собственным подходом к этому вопросу.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>«Надо обладать терпением и умением четко излагать свои мысли,</strong> — делится Татьяна. —<strong> В начале устанавливаешь контакт с новичком, контролируешь, чтобы он изучил всю необходимую документацию, и только потом — практика».</strong></p> <p style="text-align: justify;">Каждого сотрудника отдела Татьяна Петлякова обучала лично и к каждому находила индивидуальный подход. Кому-то проще изучить материал самостоятельно, а кто-то легче воспринимает его во время беседы, и это важно учитывать.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>«Раньше было так: сначала объясняю, что человеку нужно сделать, как подойти к работе и к какому результату необходимо прийти,</strong> — рассказывает специалист. — <strong>Но такой метод не всегда вел к успеху. Зачастую человек привыкал, что ему все объясняют, и</strong> <strong>переставал быть самостоятельным. Сейчас я практикую другой подход. Говорю: мне нужен вот такой результат, подумай</strong>, <strong>как ты будешь это выполнять, жду твоих предложений, а дальше обсудим».</strong></p> <p style="text-align: justify;">Одной из основ наставничества Татьяна считает баланс между поддержкой человека и воспитанием у него самостоятельности.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>«Быть рядом и прийти на помощь, когда это нужно — так можно описать главную миссию наставник</strong>а, — делится начальник подразделения. — <strong>Коллектив и руководитель всегда помогут — это знает каждый сотрудник нашего отдела. При этом важно: будучи рядом, не быть «надзирателем», поддерживать, но не ставить жесткие рамки. Тогда в людях раскрываются такие качества, о которых они раньше не подозревали».</strong></p> <p style="text-align: justify;"><strong>Большой опыт и внутреннее тепло</strong></p> <p style="text-align: justify;">Принцип наставничества реализуется и в транспортном отделе филиала Системы 112 Службы противопожарной защиты и объектовых систем оповещения. Каждый новый водитель обязательно выполняет два задания, которые подготавливает для него наставник — коллега с большим профессиональным стажем и опытом.</p> <p style="text-align: justify;">В подразделении таких мастеров своего дела двое — это Владимир Филиппов и Евгений Байдин. Евгений за рулем почти 40 лет и является примером для всех работников отдела.</p> <p style="text-align: justify;"></p> <p style="text-align: justify;">Отец Евгения Байдина был военным автоинспектором, поэтому сын с малого возраста интересовался автомобилями. Как шутя говорит сам водитель, учиться ездить он начал лежа. Маленький Женя не доставал до педалей, приходилось ложиться на сидение, чтобы хоть как-то на них нажимать.</p> <p style="text-align: justify;">У Евгения есть водительские права всех категорий — ему «подвластны» все виды транспорта. Первыми он получил категории B и C, еще в школе. В армии прибавились еще две и свидетельство механика. Специалист продолжал учиться, потому что чувствовал: вождение — дело всей его жизни. Говоря о «железных конях» и своей работе, Евгений ощущает внутреннее тепло, поэтому и наставник из него получился отличный.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>«Новый водитель стажируется в отделе 5-8 дней после трудоустройства и проходит два вида испытаний: без выезда и с выездом. Первое: сотрудник изучает документацию, инструкции. Мы с ним беседуем, чтобы убедиться, что он понял свои обязанности. Дальше — выезд. Я, как наставник-испытатель, сажусь на пассажирское сиденье и наблюдаю, как водитель ведет себя на дороге. Спокоен ли, как чувствует автомобиль, как реагирует на разные ситуации: кто-то «подрезал», кто-то резко затормозил, кто-то нахамил. Потом даю оценку по специальному листу. На «отлично» надо набрать 8-10 баллов, на «хорошо» — 7 из 10», </strong>— объясняет герой.</p> <p style="text-align: justify;">Управление автомобилем — всегда высокая ответственность. Это должен осознавать каждый водитель, как за рулем личного, так и служебного транспорта. </p> <p style="text-align: justify;"><strong>«Внутреннее спокойствие водителя зависит и от коллектива. У нас он особенный. Мы, как говорил кот Леопольд, живем дружно. Более опытные коллеги всегда готовы помочь новичкам — на то они и «старшие» водители»,</strong> — подводит итог Евгений.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>Наглядность и правильные цели</strong></p> <p style="text-align: justify;">В Отделе обслуживания и ремонта Службы противопожарной защиты и объектовых систем оповещения также есть наставники, которые проводят подготовку новых специалистов непосредственно на рабочем месте: знакомят со спецификой деятельности, объясняют особенности систем охранно-пожарных сигнализаций, организацию трудового дня и многое другое.</p> <p style="text-align: justify;">Один из них — начальник 6-го производственного участка Владимир Циферов. Четыре года назад он пришел на эту должность в Спецпредприятие Москвы, а после реорганизации продолжил работу уже в Системе 112 Москвы.</p> <p style="text-align: justify;"></p> <p style="text-align: justify;"><strong>«Когда я пришел, на участке было девять человек. Сейчас наш коллектив — это 28 электромонтеров и механиков, </strong>— отвечает Владимир на вопрос, скольких специалистов он подготовил. — <strong>Практически все, с кем начинал трудиться, остались в штате, но добавился еще 21 сотрудник. Каждого принимал на работу я, и я их обучал».</strong></p> <p style="text-align: justify;">Прежде всего начальник участка лично проводит собеседование, чтобы понять, если ли у претендента необходимые начальные навыки. Потом новичок приступает к стажировке. Владимир Алексеевич контролирует его работу в бригаде, помогает в изучении документации, знакомстве с процессами и коллективом, решении организационных вопросов. Очень важно, считает он, общаться не только с сотрудником-стажером, но и с теми, с кем он трудится бок о бок. Коллеги могут рассказать то, чем человек стесняется поделиться с начальником. Это помогает создавать для специалиста более комфортные условия труда.</p> <p style="text-align: justify;">Одной из важных составляющих погружения человека в профессию Владимир Циферов считает наглядность: «<strong>У нас есть стенды, на которых электромонтеры и механики отрабатывают все свои рабочие действия. Стенд — это образец нашего объекта, там полный набор используемого оборудования. Задается ситуация, и специалист демонстрирует свои навыки и последовательность выполнения действий. Если человек допускает ошибку, мы сразу же поправляем его, показываем, как нужно».</strong></p> <p style="text-align: justify;">Говорят, что рост возможен только вне зоны комфорта, когда внешние обстоятельства заставляют человека меняться. Однако, Владимир Циферов считает, что расти можно и в комфорте.</p> <p style="text-align: justify;"><strong>«Главное — какую цель ставит себе сотрудник. Если он хочет расширить свои профессиональные навыки, он сделает это в любых условиях. И важнейшую роль здесь играет наставник, ведь он может помочь не только обрести знания, но и поставить правильную цель»</strong>, — говорит он.</p> <p style="text-align: justify;">Наставничество в том или ином виде существует в любом учреждении и организации: старший и более опытный коллега помогает новому сотруднику адаптироваться в коллективе и влиться в процесс работы. Именно это делают мастера Системы 112. А еще они «заражают» любовью к профессии, учат самостоятельности и помогают ставить верные цели. Напоминаем, что указом Президента РФ 2023 год объявлен Годом педагога и наставника.</p>

Помощь всегда рядом: как реализуется принцип наставничества в подразделениях Системы 112 Москвы
© Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы