Войти в почту

Фатих Амирхан как элемент перспективы

Размышления после фестиваля Jadidfest

Фатих Амирхан как элемент перспективы
© Реальное время

В Национальной библиотеке РТ прошел фестиваль Jadidfest, посвященный в этом году творчеству Фатиха Амирхана. Заместитель главного редактора "Реального времени" и организатор фестиваля Радиф Кашапов в своей колонке говорит, как пример писателя начала XX века отражает феномен "героев второго плана", который превращает в массовом сознании татарскую культуру в плоскую картинку.

Переводим на современное

Как объяснялось в статье-питчинге, идея сделать фестиваль об Амирхане появилась после того, как в Казани прошли "ПушкинФЕСТ", "Горький +", Mayakovsky-Fest. А почему бы не сделать что-то подобное, но о казанском, татарском писателе? Jadidfest в этом плане — удобный формат. Он изначально был экспериментальным, без утвержденных мероприятий. Мы посвящали его Ново-Татарской слободе, водоемам, детям, а в этом году — писателю, в Ново-Татарке родившемуся.

Фатих Амирхан родился в 1886 году, на несколько месяцев раньше будущего друга, Габдуллы Тукая. Возможно, когда писатель в детстве обитал в слободе, они даже могли играть вместе. Отец Амирхана — имам мечети Иске Таш, которая сейчас реставрируется. Сам он учился в медресе "Мухаммадия", если и не был богословом, но отлично знал Коран, при этом решил стать не муллой, а публицистом, писателем, драматургом, общественным деятелем. Он вошел в студенческую организацию "аль-Ислах", требующую реформы образования, жил в Москве, работая редактором детского журнала "Тәрбият әл-әтфаль", занимался языком эсперанто, писал пьесы о молодежи, редактировал газету "Аль-Ислах", писал для газеты "Кояш", журналов "Ялт-Йолт" и "Аң", продолжал свою работу после революции. Участвовал в создании либретто первой татарской оперы "Сания".

На фестивале мы попробовали, опираясь на его творчество, создать интересные мероприятия. К примеру, комикс о его жизни, причем каждые две страницы рисовал новый автор. Хореограф Саида Кадырова и режиссер Миляуша Ризванова с помощью 12 танцовщиков, актеров и актрис сделали перформанс "Переживания Фатиха Амирхана", в котором говорили о его конфликте со старшим поколением, неудачной попытке жениться и отношении к инвалидности.

В 1907 году Амирхана разбил паралич, он до самой смерти передвигался с помощниками, на инвалидной коляске. Потому мы взяли камеру и сняли путь Амирхана от мечети Иске-Таш до ул. Жуковского, 12, его последнего адреса в 1926-м (недавно стало известно, что здание оживет, здесь планируют открыть бутик-отель).

Айсылу Шафигуллина читала, а Алина Каримова (holofonote) озвучила тексты, в частности об актуальной проблеме восприятия татарских имен.

Режиссер Амина Миндиярова поставила его незаконченную пьесу, перенеся действие в современность: любительская труппа готовится ставить "Голубую шаль" (которую писатель не видел, она появилась осенью 1926-го), обсуждает текущие новости. Дирижер Айдар Ниязов отрепетировал специально оркестрованные для его коллектива, оркестра национальной музыки, фрагменты из оперы "Сания". Перед постановкой Национальный музей, а точнее, его филиал — музей Сайдашева, представил экспозиции об опере. А 29-е число, когда играл оркестр, оказалось днем рождения одного из авторов — Газиза Альмухаметова.

Ищи перспективу

Я ходил копировать клавир "Сании" в архив ИЯЛИ и обратил внимание, что в карточке, где записываются обращавшиеся к рукописи, совсем немного имен. Чтобы прочитать Амирхана в доступном объеме, я выписывал четырехтомник 1980-х годов. Сейчас готовят шесть томов, в него вошли тексты, которые ранее вымарывались советской цензурой: к примеру, об отношении писателя к голоду в Поволжье.

Амирхан — герой второго плана. Эксперты говорят, что описание "друг Габдуллы Тукая" намертво к нему приклеилось. В юбилейные даты, в которые традиционно выходят новые издания и проводятся другие активности по увековечиванию, народный поэт отодвигает Фатиха-эфенди. Они, конечно, сами такого и представить не могли.

В целом в этом видится целенаправленная стратегия, идущая с советских времен. Об этом писали немецкий ученый Михаэль Фридрих в книге "Габдулла Тукай как объект идеологической борьбы", показывая как менялся его образ в СМИ, в литературоведении, как он превращался в "наше все" — светлый образ, лишенный каких-либо недостатков.

Тукай, безусловно, прекрасный, значимый поэт и публицист. Но можно ли представить, что он будет отвечать за всю татарскую литературу начала XX века? Ведь человека формирует среда, а она была многообразной, противоречивой, интересной. Представьте себя где-нибудь в 1957-м, когда мало кто слышал о Гаязе Исхаки или Дэрдмэнде.

Можно ли назвать Амирхана писателем второго плана? Спортивное отношение к искусству, в принципе, допустимое явление. Просто потому, что без вторых планов не будет перспективы, картина превращается в образец наивизма или миниатюру. Но литература — это перечисление, а не утверждение первых и вторых мест.

Недавно я ходил на подкаст, где мне предложили назвать ведущего композитора, драматурга, хореографа современности в татарской культуре. Намекая: ну вот же, есть Эльмир Низамов, Ильгиз Зайниев, Нурбек Батулла? Но ведь не может один человек отвечать за всю музыку. К примеру, когда какая-нибудь малоизвестная группа говорит, что играет в стиле, условно, "нойз-джаз-этно-фриз-хардкор", маститые критики им отвечают: стиль может себя таковым называть, если в нем работает несколько коллективов.

Поэтому, называя Низамова, нужно упоминать Раупову, Хайруллину, Сунгатуллину — и других. Зайниева — Ахмадиева, Шайдуллина, Ахметгалиеву — и других. Батуллу — Нуриевых, Алекбаева, Казиханова — и других. И даже время не покажет точно, кто из них первый, а кто второй. Просто у каждого читателя, зрителя должен быть выбор.

ДФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар ФатыховДинар Фатыхов