Войти в почту

Под музыку Шостаковича: воспитанники самарской мастерской балета представили спектакль "Ленинградская симфония. Воспоминания"

Воспоминание о жизни до войны Воспитанники Мастерской представили свое искусство на концерте "Шаг вперед". Это было первое мероприятие из цикла концертов детского музыкального и хореографического творчества, которые проходят в нынешнем учебном году в Самаре. Проект реализуется совместно с Детской музыкальной школой имени Шостаковича. За основу нынешнего спектакля был взят одноактный балет "Ленинградская симфония", поставленный балетмейстером Игорем Бельским в 1961 году на музыку первой части Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Балет состоит из трех частей - "Безмятежное счастье", "Нашествие" и "Реквием". Его герои - юноша и девушка. Их безмятежную жизнь нарушает нашествие Варваров. Ценой жизни Юноша дает отпор врагам. Поставленный Бельским балет был основан на символах. В свое время его эстетику критики определили как "хореографический симфонизм". Этот спектакль шел во многих городах Советского Союза. В городе Куйбышеве его поставил сам Бельский в 1986 году. Позднее на самарскую сцену "Ленинградскую симфонию" вернул балетмейстер Мариинского театра Вячеслав Хомяков. Нынешний спектакль имеет свои отличия. Рассказывает руководитель мастерской балета Евгения Мессель: - Основная часть наших артистов – дети. Поэтому мы не можем показать все ужасы войны. У нас была другая цель. Мы остановились на теме детства. Наш спектакль – своего рода воспоминание о жизни до войны. О том, как ребята посещали театр, цирк. О первой любви. О том, что эта жизнь, в общем-то, мало отличалась от современной. Хореограф-постановщик нынешнего спектакля - заслуженная артистка России Марина Дворянчикова. - Это моя версия тех событий, - говорит она. – Работать было непросто. Музыка Шостаковича сложная. Я беспокоилась: как дети ее воспримут. Но, к моему удивлению, они почувствовали все, что было заложено в симфонии. Одну из главных партий – Девушки – в спектакле исполнила ученица десятого класса Ульяна Нагорнова. В будущем она мечтает связать свою жизнь с журналистикой. Перед премьерным показом спектакля она рассказала зрителям об истории создания Седьмой симфонии и о творчестве Шостаковича, которым уже давно интересуется. В мастерской Ульяна занимается почти с самого ее открытия. В нескольких спектаклях станцевала главные партии. Роль в нынешнем спектакле, по ее словам, далась ей легко. - Главная сложность, - говорит она, – в том, что я впервые танцевала в дуэте с партнером. Непросто давались поддержки. Чувствовать партнера – это нелегко. Но это был очень интересный опыт. Партнером Ульяны в этой постановке был Григорий Теплый, студент Самарского государственного социально-педагогического университета. - Я увлекаюсь танцами, - рассказывает Григорий. - Недавно узнал, что нужен юноша для спектакля мастерской балета. Решил попробовать. Конечно, я не могу пока сказать про себя, что стал артистом балета. Но почувствовал, что эта мастерская - чудесное место. Мне здесь интересно. А значит, все трудности преодолимы. В этом уверена и Марина Дворянчикова, которая занимается с Григорием хореографией. - Несмотря на то, что репетиций спектакля на музыку Шостаковича было мало, я вижу, что дуэт Ульяны и Григория сложился, - считает она. - Думаю, что впереди у них другие совместные выступления и спектакли. От четырех до семидесяти двух Мастерская балета в Самаре работает седьмой год. Здесь занимаются люди разных возрастов - девочки и мальчики, начиная с четырех лет, подростки, молодежь, взрослые. Прийти сюда могут все желающие – независимо от предварительной подготовки. В мастерской балета сложился свой танцевальный репертуар. Есть несколько номеров, которые в творческом багаже самарского коллектива с самого начала. На многих городских праздниках самодеятельные артисты показывают фрагменты своих хореографических постановок. Одна из последних - "День рождения Авроры" (6+) по мотивам сказок Шарля Перро и балета "Спящая красавица" (6+) Петра Чайковского в классической постановке Мариуса Петипа. Тема этого спектакля - счастливое и безмятежное детство. Принцессу Аврору, которая празднует свою шестую годовщину, окружают добрые феи, пажи и придворные. Она купается в атмосфере всеобщей любви. И так далеко от свершения злое пророчество жестокой феи Карабос. Возможно, оно и не сбудется никогда. На это надеются и персонажи спектакля, и зрители. Как быть со сложными номерами, которыми насыщены некоторые классические постановки? Как говорит Марина Дворянчикова, что-то приходится редактировать, исходя из возможностей самодеятельных артистов. - И все же основные моменты классических постановок мы сохраняем, несмотря на все сложности, - говорит она. – И потом показываем их на конкурсах. Мастерская стала партнером труппы "Классического национального русского балета". У учеников есть уникальная возможность выступить на одной сцене с профессиональными артистами во время их гастролей в Самаре. Дети танцевали вместе с ними в нескольких спектаклях. Ближайшее совместное представление пройдет 14 января. На сцене ДК "Металлург" будет показан балет "Щелкунчик" (6+). Есть у организаторов мастерской свои сложности. Не хватает мальчиков. И нельзя сказать, что здесь сложился стабильный коллектив: кто-то приходит, кто-то уходит. Но есть и те, кто занимается в Мастерской с самого ее основания. Всех их объединяет любовь к классическому танцу. Взрослые артисты с удовольствием участвуют в спектакле "Лесная сказка" (12+) по мотивам балета "Шурале" (12+). Будет он показан и в этом сезоне. Самой возрастной артистке – 72 года. Балетом она начала заниматься шесть лет назад. А на репетиции приезжает в Самару из Чапаевска. Самодеятельные артисты занимаются здесь не только хореографией. В программу обучения входят посещение музеев, выставок, театров, мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству. В ближайших планах мастерской балета – подготовка концертных предновогодних программ, участие в конкурсах. Будет и новый спектакль – но это уже в следующем году.

Под музыку Шостаковича: воспитанники самарской мастерской балета представили спектакль "Ленинградская симфония. Воспоминания"
© СОВА