Живопись, графику и  работы монахинь показали на выставке "Большой Урал-XIII"

На выставке "Большой Урал", открывшейся в Международном центре искусств "Главный проспект", можно провести полдня, забыв о времени и наслаждаясь бесконечным калейдоскопом совершенно разных работ. Их объединяет лишь одно, но принципиально важное качество: организаторы собрали "произведения лучших художников всех ныне живущих поколений" из десяти региональных отделений профессионального союза, да еще и сразу за пять последних лет. Тут любой заинтересованный зритель поневоле почувствует себя искусствоведом, рассматривая, сравнивая, восхищаясь или удивляясь.

Живопись, графику и  работы монахинь показали на выставке "Большой Урал-XIII"
© Российская Газета

Межрегиональная выставка "Большой Урал-XIII" стала подарком Екатеринбургу на 300-летний юбилей. История зональных выставок началась в 60-е годы прошлого века. Они проходили в Свердловске, Перми, Челябинске, Уфе, Тюмени. После распада СССР традиция на время прерывалась, но была возобновлена. Сейчас экспозиции с периодичностью раз в пять лет позволяют в полной мере оценить состояние дел во всех видах современного изобразительного искусства. Даже цифры впечатляют: в этом году для участия в "Большом Урале" заявили более тысячи работ, в "Главном проспекте" показали около 500 из них - 340 авторов из Екатеринбурга, Златоуста, Кургана, Магнитогорска, Нижнего Тагила, Орска, Тюмени, Челябинска, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Самый большой зал отдан живописи. Современных мастеров занимают библейские сюжеты, мифологические и исторические события и персонажи, народная культура, патриотическое воспитание, философские размышления, социальные проблемы, популярны бытовой жанр, пейзаж, портрет, натюрморт… Разнообразие сюжетов и техник бесконечно. Александр Алексеев ("Броненосец "Потемкин" и "Всадники Апокалипсиса") пытается раскрыть суть и своеобразие русской национальной идеи, соединяя факты отечественной истории с библейскими смыслами. Артур Бахтияров, Валерий Костин, Андрей Прохоров, Владимир Тютюев затрагивают различные аспекты отечественной истории. Илья Пьянков особой поэтической одухотворенностью оживляет простые и обыденные вещи - печь, дверь, шкаф. А удивительный "Город-призрак. Старый Екатеринбург" Александра Мицника буквально затягивает смотрящего в свой исчезнувший мир.

Второй большой раздел - графика - соразмерен живописному по множеству тем и техник: рисунки (тушь, карандаш, уголь, пастель), акварель, темпера, гуашь, печатная графика (офорт, литография, шелкография, меццо-тинто, монотипия, линогравюра, гравюра на пластике). Специалисты отмечают преобладание станковых работ и исчезновение книжной иллюстрации как жанра, объясняя этот печальный факт разрушением системы "социальный заказ-издательство-художник".

Очень скромен и раздел, посвященный театру. Председатель Свердловского отделения Союза художников России заслуженный художник РФ Сергей Айнутдинов посетовал: ситуация с театральным искусством резко ухудшилась, на этот раз представлена лишь Свердловская область. Удивительно мало оказалось и произведений ювелирного искусства, порадовали лишь мастера-косторезы из Тюмени и Тобольска. Но зато открытием новых имен стало "Храмовое искусство", где помимо светских художников мы видим иконописные работы монахинь. На втором этаже - скульптура, керамика, мозаика, текстиль, батик, словом, настоящая художественная энциклопедия.

- Художники очень разные, и народные, и заслуженные, много молодых. Пределов фантазии авторов нет, возможно только какое-то ремесленное ограничение, - говорит председатель секции искусствоведения и художественной критики Свердловского отделения Союза художников России Галина Шарко.

Не соглашусь, ремесленных ограничений тоже нет - тут все мастера, лучшие из лучших. Жюри отметило победителей 15 золотыми и 20 серебряными медалями. Их произведения представят Урал на Всероссийской выставке "Россия-XIV", которая пройдет в феврале 2024 года в Новой Третьяковке в Москве.

Фото: Татьяна Андреева/РГ