Для строительства Западной хорды в Ростове выкупят 90 участков

Проект Ростовского транспортного кольца, которое замкнется вокруг южной столицы, постепенно подходит к основной стадии. Чтобы построить объездную дорогу в западной части города, так называемую западную хорду, необходимо выкупить 90 земельных участков.

Для строительства Западной хорды в Ростове выкупят 90 участков
© Российская Газета

Министерство транспорта подсчитало: предстоит снести 35 жилых домов, 11 нежилых построек. В списке участков, по которым пройдет дорога, также оказались земли, на которых находятся заправки и магазины. Еще 17 участков изымут частично. Все они расположены в Железнодорожном районе Ростова и находятся во владении физических и юридических лиц. С собственниками заключат контракты и выплатят компенсацию. В случае их отказа вопрос будет решаться через суд.

На изымаемой земле построят платный отрезок западной хорды. Известно, что максимальная цена за проезд на этом участке составит от 150 до 850 рублей за 7,5 километра пути. Концессионер, который построит четырехполосную дорогу от развязки на автодороге А-280 Ростов-на-Дону - Таганрог, через Советский и Железнодорожный районы донской столицы до моста через реку Дон на западном обходе, получит дорогу в аренду на 25,5 года. И если в Советском районе она пройдет преимущественно по пустырям, то ближе к мосту дорога будет разрезать жилую застройку. Это район станицы Нижне-Гниловской со своей историей, памятниками и воинскими захоронениями времен освобождения Ростова от фашистских захватчиков. Дорога частично протянется и по Кумженской роще, где для строительства придется вырубить около семи процентов деревьев.

Этот вариант в региональном правительстве называют лучшим, поскольку альтернативный проект, исключающий заход в Кумженскую рощу и два моста через Мертвый Донец, предусматривает снос уже 300 жилых домов на улице Всесоюзной.

Как рассказывал председатель совета территориального общественного самоуправления (ТОС) Юрий Дегтярев, общественники предложили щадящий вариант маршрута - вдоль железной дороги, который существовал еще в советском генплане, а также более свежий - разработанный в середине 2000-х годов, в нем предусмотрен новый мост через Дон. Они обратились в суд с требованием пересмотреть измененный генплан города и вернуться к старым наработкам. Суд отказал жителям в удовлетворении их иска.

На судебном заседании, которое состоялось в конце декабря прошлого года, представитель администрации Ростова-на-Дону отметил, что, когда придет время выкупа домовладений, то их оценят по рыночной цене и владельцы получат компенсацию. Так же, например, произошло при сносе домов, когда расширяли улицу Вавилова для строительства дороги в микрорайон Суворовский. Здесь властям пришлось выкупать уже 134 участка. На это затратили около 1,5 миллиарда рублей. Также городские власти заверили, что вместо подлежащего вырубке участка Кумженской рощи будут высажены новые деревья в Мясниковском районе.

Местные активисты переживали, что строительство затронет охранные территории археологических памятников - Донецкой крепости (XVIII - XIX век) и Нижне-Гниловского городища (X - VIII век до нашей эры). По словам Юрия Дегтярева, городище расположено в начале улицы Всесоюзной, ему около трех тысяч лет. Рядом с ним находится некрополь меотского периода.

Однако, как заверил в суде представитель областного комитета по охране объектов культурного наследия, прокладка трассы вблизи мемориала или археологических памятников не навредит им.Министерство транспорта через своего представителя посоветовало горожанам больше не ссылаться на генплан 2007 года и более ранние документы, так как они уже неактуальны.

Замгубернатора - министр транспорта Ростовской области Владимир Окунев заявил, что выбранная трассировка автомагистрали является оптимальной, а все потери будут компенсированы в рамках проекта.

Губернатор области Василий Голубев также положительно оценил проект хорды.

- Все возникающие вопросы решаются, - заявил губернатор. - Для Ростова завершение строительства транспортного кольца имеет важное значение. Значительный поток транспорта уйдет с улиц города. Это создаст комфорт на дорогах. Ростовское транспортное кольцо - это не менее 12 дорог, которые разгрузят мегаполис. Завершить первый этап западной хорды планируется в конце 2024 года, а в целом Ростовское транспортное кольцо будет готово к концу 2025-го.

Основные претензии местных жителей к власти сегодня сводятся к отсутствию информирования.

Как заметила "РГ" местная жительница с переулка Набережного Лариса Данильченко, больше всего "душа болит" за родную станицу и памятник погибшим зенитчицам, за которым она ухаживала с детства.

- Да, обидно, что родной столетний дом снесут, но более всего, что нас не ставят в известность, обо всем узнаем только из СМИ, - говорит Лариса Данильченко. - Строительство дороги уничтожит и родник, и деревья в роще. А ведь сюда весь район приходит отдыхать. Где теперь людям гулять?

Фото: Ирина Теплова/РГ

Проект западной хорды прошел госэкспертизу и утвержден властями. Согласно официальной информации, он не представляет угрозы ни памятникам, ни жилым домам.

Ранее областной минтранс организовал пять аукционов на 13,2 миллиарда рублей на строительство западной хорды. Их выиграли два подрядчика - ООО "Т-Транс" и ООО "Ростовавтодорстрой". Также между правительством области и АО "Западная хорда Ростова-на-Дону" заключено концессионное соглашение на 25,5 года.

Западная хорда длиной 12,3 километра замкнет транспортное кольцо вокруг Ростова. Общая протяженность транспортного кольца составляет около 110 километров.