Войти в почту

В Ростове намерены ввести плату за пользование ливневой канализацией

Разработка схемы ливневок Ростова-на-Дону обошлась бюджету в 50 миллионов рублей. Утвердить тариф на прием, водоотведение и транспортировку сточных вод по сетям ливневой канализации, а также сформировать абонентскую базу планируется к июню 2024 года. А уже с января 2025-го, по решению городской думы, должна быть введена плата за пользование системой водоотведения на основе договорных отношений с абонентами.

В Ростове намерены ввести плату за пользование ливневой канализацией
© Российская Газета

Модернизация системы ливневого водоотведения стала одной из первоочередных задач новой федеральной программы обновления жилищно-коммунального хозяйства РФ. Об этом сообщило Министерство строительства и ЖКХ РФ. Несовершенство водоотводов - проблема не только Ростова, но и многих городов юга страны. Пропускная способность ливневок с каждым годом становится все меньше, изношенность сетей достигает ста процентов. Ливневую канализацию строили одновременно с жилыми кварталами. С тех пор выросли новые многоэтажки и целые микрорайоны, а ливневки в большинстве своем остались старые. Они зачастую разрушены и засорены. При этом нагрузка на них многократно возрастает, и не только из-за человеческого фактора.

- Погода меняется, появляются аномальные колебания, не редкостью стали тропические ливни, которые не были характерны для России. Поэтому нагрузка на ливневую канализацию гораздо больше той, на которую она была рассчитана, - говорит зампредседателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.

Даже небольшой дождь становится дорожной катастрофой, а уж ливень способен унести жизни. В Ростове помнят потоп, случившийся несколько лет назад, когда бурный поток воды снес девушку с ног, и она захлебнулась. Выходят из строя автомобили, залитые водой, разрушаются дороги, подтачиваются фундаменты домов.

- Недостаточность, изношенность или полное отсутствие системы отведения поверхностных вод в большинстве городов России сейчас создает прямую угрозу здоровью людей и их имуществу, а также экономике страны в целом, - сказал генеральный директор Ассоциации производителей трубопроводных систем (АПТС) Владислав Ткаченко. - По данным на 2006 год, из 1092 городов РФ подтопление регулярно случалось в 960 (88 процентов). С тех пор состояние системы ливневого водоотведения, скорее всего, только ухудшилось.

Водоотведение поверхностных и сточных вод - немалое хозяйство. У нас под ногами практически еще один город, подземный. Если соединить все городские сети ливневой канализации Ростова-на-Дону, то их общая протяженность составит 913 километров, это практически дорога от Ростова до Москвы! Интересно, что в собственности города - 173 километра этих сетей, в том числе 135 - в составе автомобильных дорог.

По данным Минстроя РФ, в схемах большинства населенных пунктов не отражены объекты ливневой канализации. Чаще всего это связано с тем, что информации об их реальном расположении не существует, они в собственности у различных владельцев. Имеется большое количество бесхозных сетей.

Минстрой РФ предложил обязать субъекты провести полную ревизию системы ливневой канализации в 2023 - 2026 году, создать проекты модернизации и в 2024 - 2030-м построить новые или обновить существующие объекты. Первый этап в регионах уже реализован.

Так, в 2022 году департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения Ростова-на-Дону заключил муниципальный контракт на разработку схемы ливневой канализации. Стоимость работ определена в 50,3 миллиона рублей из средств городской казны. Создана цифровая схема существующих объектов и карта мест подтопления во время интенсивных осадков, выделены проблемные участки для их ремонта и содержания. Наконец, произведен расчет необходимых капитальных вложений. Раз есть схема ливневой канализации, то теперь город может участвовать в различных программах развития и модернизации коммунальной инфраструктуры и привлекать средства областного и федерального бюджета.

На май текущего года 75 процентов объектов ливневой канализации в Ростове были бесхозными. Их оформляют в муниципальную собственность. Следующий этап - разработка тарифа на прием, водоотведение и транспортировку сточных вод. Согласно проекту, с 2025 года можно будет приступить к коммерческой эксплуатации сети.

В планах социально-экономического развития города до 2036 года предусмотрено строительство новых сетей протяженностью 315 километров, реконструкция существующих - 52 километра, возведение 34 новых локальных очистных сооружений и реконструкция шести существующих, а также строительство семи канализационно-напорных станций.

В документации на строительство и реконструкцию транспортных магистралей, новых жилых районов теперь изначально учитывается проектирование ливневой канализации.

Кто же будет платить? С граждан, управляющих компаний и ТСЖ по действующим законам за водоотведение поверхностных стоков деньги брать не станут. Платить будут промышленные предприятия, заправки, магазины, федеральные учреждения и прочие собственники земельных участков и зданий, с которых собираются стоки. Важно зафиксировать всех, кто подключен к ливневкам. Если вода доходит к колодцу по земле и часть ее впитывается, это значит, что коэффициент платы будет ниже, если по асфальту или бетону - выше. Каждая организация и предприятие будет вносить несущественную плату, но для казны соберется весомая сумма.

Подобные меры приняты и в Сочи. По заказу администрации города разработана схема водоотведения поверхностных сточных вод. В программу вошли строительство и реконструкция 22 комплексов современных очистных сооружений, 19 глубоководных выпусков и три водовыпуска в реки, а также почти 750 километров ливневой канализации.

Причины подтопления в Крыму объяснил директор научно-производственной фирмы "Водные технологии" Анатолий Копачевский. Среди них он назвал отсутствие грамотного подхода к управлению городом, а также дефицит специалистов по водоотведению.

- Когда идут обильные осадки, дует штормовой ветер, никакие ливневки физически не справляются с водой, выпадающей в короткие сроки. За 20 - 30 лет в Симферополе выросли целые кварталы и микрорайоны, а ливневок больше не стало, - говорит директор МБУ "Город" Антон Гумен.

Обещают привести в порядок ливневую систему к 2025 году и в Астрахани, в которой также случаются катаклизмы из-за непогоды. Жители постоянно жалуются на качество ливневок: они не справляются с потоками воды. Как уточнили в администрации губернатора, система ливнево-дренажной канализации в Астрахани включает в себя 22 насосные станции. Большая часть трубопроводов и сооружений построена в 70-е годы прошлого века, многие уже не соответствуют экологическим требованиям. В относительно рабочем состоянии находятся лишь 16 станций, при этом оборудование изношено, около 30 километров сетей требуют капитального ремонта и восстановления. За два года планируется привести в порядок три ливневых бассейна. Один из них, на улице Богдана Хмельницкого, возможно, начнут реконструировать раньше, уже объявлен конкурс на проведение работ. Помимо ремонта ливневой и насосной системы здесь планируют построить отдельный резервуар для накопления и очистки ливневых стоков.

- Ливневки - это не дырки в асфальте с решетками, это огромная подземная и наземная инфраструктура, - отметил руководитель центра управления регионом в Астраханской области Денис Боднюк. - С нашей плотной застройкой в 95 процентах случаев просто некуда поставить такую канализационную насосную станцию. Откаченная вода потом куда-то должна деться. Нам нельзя сливать воду в водоемы: ни в каналы, ни в Волгу, ни в какие-то другие рукава реки. Воду сначала необходимо очистить. Для этого нужно построить очистные сооружения в каждом микрорайоне.

Протяженность ливневки в Астрахани составляет около 75 километров. На ее модернизацию и восстановление, по предварительным подсчетам, необходимо пять миллиардов рублей. Выделить такую сумму из городского бюджета невозможно. Поэтому выход только один - крупные федеральные проекты. Правительство Астраханской области получило поддержку государства. Общая сумма - свыше 400 миллионов рублей. Работу должны сделать в течение двух лет.

Но чтобы подобные инженерные сооружения действовали надежно, необходима грамотная разработка, контроль, ремонт и обслуживание. И это уже полномочия муниципалитетов. Поменялись требования к очистке стоков. Если лет двадцать назад сток с дорог считался условно чистым, его можно было просто собирать в трубы и сбрасывать в ближайший водоем, то теперь вода должна очищаться. А это большие деньги, с которыми одному муниципалитету не справиться. Без прозрачной системы оплаты отведения и очистки ливневых стоков не обойтись. Если за водоснабжение и водоотведение есть тариф и за это платят, то за сточную дождевую воду - никто, поэтому назрел вопрос отдельного тарифа.