Войти в почту

Андрей Максимов - о новом спектакле театра имени Вахтангова "Павел I"

А что? Первый - значит лучший, нет разве? Первый - победитель, лучший, главный... Все так. Но если речь не идет о царях.

Андрей Максимов - о новом спектакле театра имени Вахтангова "Павел I"
© Российская Газета

"Павел I" называется новый спектакль театра имени Вахтангова. Павел Первый - несчастный русский император, русский Гамлет... Его отца - Петра Третьего - убили с молчаливого согласия матери, Екатерины Великой. Он сам был убит с согласия собственного сына, будущего императора Александра Первого.

Нелучшая судьба.

Тем, кто читает театральные рецензии с единственной целью - понять, хвалит рецензент или ругает, скажу сразу: поставила очень хороший спектакль. Блистательный. Серьезный. И что немаловажно, очень интересный.

Она сократила знаменитую пьесу Мережковского, а потом вставила туда фрагменты из пьесы "Павел I". Плюс сама написала диалог, который могла бы вести Екатерина Великая (очень точная работа ) со своим сыном.

Получилась очень глубокая, человеческая история. Здесь нельзя сказать: эта постановка, мол, о том-то и о том-то. Мелковато будет. Потому что любой серьезный и талантливый спектакль он про одно: про жизнь. На историческом фоне происходит эта жизнь или на современном - детали.

Рок и воля человека. Желание жить и усталость от жизни. Нелепая любовь и тоска одиночества. Преданный тебе человек через мгновение предает и становится преданным тобой тоже. Водка - как единственный способ избавиться от страха. Власть - как наказание или награда.

Это темы спектакля. Темы героя. Но не ваши ли это раздумья, читатель дорогой? Не все же бежать по жизни, суетясь и опаздывая? А если остановиться и задуматься? Не об этом ли? А о чем еще? И где еще, как не в театре, если, разумеется, театр способствует?

Театр ведь только тогда театр, когда в нем есть человек, в котором мне, зрителю, интересно разбираться. Всё другое может быть занятно, забавно, просто это не театр.

"Павел I" густонаселенный спектакль. Все артисты работают замечательно. Просто у кого-то больше материала, у кого-то меньше. Дальше начинается вкусовая история: кому кто больше импонирует. Я люблю - никому не навязываю - когда артист показывает мне судьбу героя. Так делает, например, , играющая жену Павла. Вот вы, дорогой читатель, пробежали сейчас глазами фразу "играющая жену", а Антонова именно это делает блестяще: играет разные проявления жены, получается очень объемно. Или - небольшая роль врача Роджерсона, но почему-то, глядя на него, вспоминаются гоголевские персонажи, маленькие люди, смиренно принимающие все удары судьбы.

Театр ведь только тогда театр, когда в нем есть человек, в котором мне, зрителю, интересно разбираться

Есть два главных героя: император Павел () и военный губернатор граф Пален ().

Поляк играет императора в составе с . Олешко - не только всем известный, знаменитый артист, но еще и артист очень хороший. Серьезный театральный артист. Все хвалят его за исполнение роли Павла, и он уже, по-моему, получил за эту работу какие-то премии.

Как быть менее знаменитому артисту, чтобы не остаться в тени? Выход один: сыграть очень талантливо. Не лучше или хуже другого, а просто мощно и грандиозно. У Юрия Поляка получилось. Признаюсь, не так часто увидишь на сцене такое мощное актерское существование.

Можно сказать, что Поляк играет трагедию одиночества. Это будет правда, но - недостаточно. Поляк создает абсолютно не похожего на самого актера, очень сложного, неоднозначного, трагического человека. За ним невероятно интересно смотреть. Его немыслимо интересно разгадывать.

И рядом с ним граф Пален - из тех людей, которых Пушкин определил в "": "лукавый царедворец". Игорь Карташёв играет хитрого, умного и очень сильного человека. Вокруг него бегают какие-то странные люди, пьют водку. С одной стороны, готовятся убить императора, с другой - панически боятся это сделать.

И он. Пален. Как скала. Он будет делать ровно то, что ему покажется необходимым. Не императору, и даже, наверное, не Господу Богу, а вот именно - ему самому.

Карташёв очень интересно играет человека, который умеет быть хозяином жизни, то есть делать так, чтобы жизнь ему подчинялась. Павел не умеет. А Пален - пожалуйста. И, конечно, в этой схватке Пален победит, потому что всегда побеждают те, кому жизнь подчиняется.

Как быть менее знаменитому артисту, чтобы не остаться в тени?

Карташёв делает невероятное. С одной стороны, очень точно играет конкретное историческое лицо. С другой - создает образ русского лукавого царедворца, который, конечно, выходит за рамки конкретного исторического персонажа.

Противостояние Павла и Палена - это две интереснейших актерских работы. Но это еще и два взгляда на мир. Два способа существования. Два способа сосуществования с жизнью. Поэтому все это так трогает и так задевает зрителей, которые, к слову сказать, сидят в абсолютной тишине, словно боясь пропустить не реплику даже, а взгляд, жест, намек...

Что делает спектакль замечательным?

Вопрос, на который есть множество ответов. Для меня цельность и абсолютный талант создателей.

- художник и автор костюмов - вместе с Натальей Ковалёвой создал очень красивый и одновременно мрачный мир. Мир, в котором нет радости и подлинной любви. В котором человек - любой - лишь средство для достижения целей.

Получился цельный и очень талантливый спектакль - подлинный театр, в котором все важно и серьезно: темы, люди, ассоциации.

Театр имени Вахтангова продолжает свои победы.