В Малом театре поставили спектакль "Капитанская дочка"
Молодой режиссер Станислав Сошников поставил в Малом театре спектакль по собственной инсценировке пушкинской "Капитанской дочки". И если кто-то думает, что это очередное дерзкое самовыражение посредством классики, глубоко ошибается. Никаких заумных концепций, никакого оригинальничания, чем так часто грешат сегодня постановки классики, в этом спектакле нет.
Перед нами - хрустально чистый Пушкин, повесть которого молодые авторы прочли как увлекательный приключенческий роман, роман взросления - ровно так, как он и был написан.
Зрительный зал полон восьмиклассниками: именно сейчас эту повесть проходят на уроках литературы. Возбужденный подросток передо мной трясет волосами: "Не читал и читать не буду, много чести!" Но и он умолкает, задержав дыхание, напряженно вслушиваясь в диалоги персонажей. Они здесь словно сегодняшние споры его одноклассников: и про любимую девочку, и про несовершенные стихи, и про собственную честь, которую нельзя отдать на поругание подлецу, хотя бы это и стоило крови... Пухленькая одноклассница в очках поясняет ему в антракте: "Дальше еще круче будет". И с ней трудно не согласиться.
Зрелище у постановщиков получилось действительно завораживающее. Отличная работа художника. Мария Утробина создает на сцене миры, в которые веришь безоговорочно. Вот буран из колышущихся белых полотнищ, пронизанных театральным дымом, - в таком мареве и впрямь легко заплутать. Вот пресловутый "заячий тулупчик" - роскошная барская шуба. Вот семейные интерьеры коменданта Миронова: некрашеные столы да лавки, опрятная бедность честного служаки. И по-настоящему страшная орда пугачевских повстанцев: рысьи шапки, топот конницы, грохот передвижной кузницы, от красного цвета рябит в глазах...
Артисты - это чувствуется! - с большим удовольствием "присваивают" пушкинский текст, создавая по-настоящему живые, выпуклые образы. Так, жена коменданта Миронова Василиса Егоровна (Алена Колесникова) в спектакле просто незабываема. Вот такие женщины останавливают на скаку коня и входят в горящие избы, а еще умело и разумно управляют и своим домом, и своим мужем, да и его делом временами заодно. Покладистый вроде бы комендант Миронов (Александр Титоренко) становится в минуты опасности настоящим боевым офицером - умным, стойким, неподкупным. Их дочь, "трусиха Маша" (Алина Колесникова), похоже, сполна унаследовала родительские гены. Во всяком случае, ей хватает мужества добиться аудиенции у императрицы (Светлана Аманова), чтобы спасти любимого.
Перед нами - хрустально чистый Пушкин, повесть которого молодые авторы прочли как увлекательный приключенческий роман, роман взросления
Петруша Гринев (это дебют в театре артиста Максима Путинцева) - неженка-барчук, книжный мальчик, который мужает на наших глазах, раз от разу сталкиваясь с непростым выбором: смолчать или сказать? Подчиниться грубой силе или чувству долга? Рискуя жизнью, отправиться за любимой или подождать, пока все само утрясется? Режиссер выявляет в спектакле эти моменты выбора так явственно, что зрительный зал, полный восьмиклассников, начинает аплодировать уже каждому повороту сюжета.
И, надо полагать, эти подростки намотают на ус: даже в самые страшные времена, в самых суровых условиях можно прожить, как Петруша Гринев, ни единожды не солгав, сохранив и жизнь, и честь, и достоинство.
И еще одну любопытную особенность пушкинской повести выявила эта постановка. Она начинается, как сказка: бескорыстное доброе дело (подарок заячьего тулупчика) оборачивается дарованными впоследствии чудесами, а заканчивается наподобие булгаковского романа "Мастер и Маргарита". Пугачев как "часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо", выступает постоянным благодетелем нашего героя.
Выразительная роль Максима Хрусталева побуждает задуматься над тем, почему Пушкину "не хватило" сюжета "Капитанской дочки", чтобы вникнуть в подробности того бунта, почему он замышлял написать еще и документальную хронику пугачевского восстания.