Корнеплод: предыстория "Репки"
Вбежав в зрительный зал буквально с третьим звонком и не успев предварительно погрузиться в концепцию спектакля, ваш рецензент вместе с взрослыми и детьми оказался свидетелем непростой предыстории корнеплода. В ней "Кошка и пес Жучка (в опере эту роль исполняет тенор) повадились обижать маленькую Мышку"; затем после драки "начал пес просить у всех прощения: и у Липоньки, и у Осинушки, и у Березоньки, и у Внучки"; "Бабушка не пускает (Внучку на прогулку), пока девочка не наведет порядок в доме и не поможет ей в огороде". И, наконец, после обид всех на всех, "расстроенный Дедка ушел в темный лес, распахал там землю и посадил Репку". Как вы догадались, цитированы фрагменты синопсиса, который по объему существенно превышает заявленную в названии сказку. Но если зритель не разделяет известной эстетической позиции директора Пробирной палаты, действительного статского советника Козьмы Петровича Пруткова ("Если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол", — не верь глазам своим"), самарская "Репка" вполне "зайдет" и взрослым, и детям. Опера Рустама Сагдиева на собственное либретто написана в 2016 году по заказу Мариинского театра. Летом 2022 года Татьяна Наумова (актриса и режиссер "СамАрт’а", он же — Самарский театр юного зрителя; на ее счету в этом театре — около 10 спектаклей для детей разного возраста) поставила "Репку" в Самарской опере. Музыкальное решение спектакля предопределила изначальная творческая задача — создание детской оперы на русскую тему, в которой фольклорность проявлялась бы не только в музыке, но и в тексте и сюжете. "Основной материал оперы — это песни из разных регионов России, несколько стилизованные, видоизмененные, но все равно узнаваемые" (Рустам Сагдиев). И, прямо скажем, выполнена эта задача на отлично: первоисточники не создают ощущения "фольклорного сборника", авторское слово композитора направлено, в первую очередь, на создание единой оперной структуры. Очевидный плюс — включение оперных ансамблей, иногда — слегка пародийного плана (например, очаровательный до-мажорный терцет Кошки, Мышки и Жучки "Жила-была курочка Ряба…" с кратким пересказом известной сказки). Во второй половине 40-минутной оперы действие окончательно выруливает к классической истории Репки, динамичность явно нарастает: режиссер спектакля для самых маленьких точно рассчитывает момент усталости. Вытягивание Репки устроено по принципу полирефренного рондо (классический пример — сцена в игорном доме в "Игроке" Прокофьева). Один из рефренов — драматический вокализ Репки после каждой неудачной попытки. Как часто бывает в детских операх (вспоминается, например, такой блестящий образец жанра, как "Дюймовочка" Подгайца), в сольных эпизодах и ансамблях есть интонационные намеки на ходовой оперный репертуар. В данном случае опора на фольклорные первоисточники приводит к устойчивым ассоциациям с миром Римского-Корсакова (не только подразумеваемая "Снегурочка", но и "Царская невеста") и, как ни странно, Верди (один из вокализов почему-то ассоциируется c фрагментом сцены и арии Виолетты из первого действия "Травиаты" Верди); есть и легкие заходы в мир Стравинского и Прокофьева. Вряд ли стоит рассматривать под лупой все партии, — опера хороша именно своей ансамблевостью. Инструментальный состав вполне практичен и предрасполагает к постановке практически в любых условиях: это фортепиано, балалайка, треугольник и коробочка (по непонятной причине, среди создателей спектакля указан дирижер, хотя и первый, петербургский, и нынешний самарский варианты — не оркестровые). Причем на балалайке играет рассказчик-скоморох, и его инструментальная партия настолько проста, что ее может освоить даже любитель. Пианистку Юлию Громаковскую стоит отметить особо: она рисует на фортепиано оркестровые контрасты и тонко реализует стилевые намеки композитора. Этот очаровательный спектакль прекрасно подходит для первого похода в музыкальный театр для самых маленьких — весело, динамично и доступно!