Войти в почту

Самый курский святой

Вся жизнь владыки Дамиана связана с Курской областью, здесь он родился, здесь окончил духовную семинарию, здесь стал архиепископом. Поэтому иногда его называют «самым курским святым». Обычно художественные произведения о святых появляются гораздо позже, чем официально-церковные жития. Так было, например, с самыми известными курскими святыми – преподобными Феодосием Печерским и Серафимом Саровским. А вот владыка Дамиан стал первым из курских новомучеников, о котором написали повесть, хотя житие ещё не составлено. Из семьи священника Историко-архивная комиссия Курской епархии активно работает над сбором материалов о владыке Дамиане, есть немало публикаций, в частности священника Владимира Русина и монахини Иустины (Трофимовой). Нам остаётся только разумно воспользоваться всем этим, выделив наиболее, на наш взгляд, интересное и сделав некоторые обобщения. Архиепископ Курский Дамиан, в миру Дмитрий Григорьевич Воскресенский, родился в селе Брусовое Фатежского уезда (сегодня это Поныровский район) Курской губернии 23 октября 1873 года в семье священника. На родине владыки в селе Брусовое находился храм в честь архистратига Михаила, в котором во второй половине XIX века служил священник Григорий Воскресенский. Неподалёку от храма была церковная сторожка, в ней в 1873 году крестили его новорождённого сына Димитрия, будущего священномученика Дамиана. Ещё до прославления архипастыря, в 1998 году, по благословению архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия (Тарасова), ныне покойного, на месте этой сторожки был установлен поклонный крест. Димитрий окончил Курское духовное училище, затем – духовную семинарию в 1894 году, после чего служил псаломщиком в городе Путивле, а потом настоятелем церкви в селе Николаевка Путивльского уезда. Здесь у него родились один за другим два сына: Михаил и Андриан. Но вскоре он потерял супругу. Молитвы вернули отцу Дмитрию силы, и он поступил на учёбу в Санкт-Петербургскую Духовную академию, одновременно учился и в Археологическом институте. Монашеский постриг 27 ноября 1904 года, в день празднования иконы «Знамение», будущий святой был пострижен в монашество с именем Дамиан. Это распространённое монашеское имя (в просторечии – Демьян), с греческого языка оно переводится как тот, кто может покорять, овладевать. Скорее всего, имя Дмитрий получил в честь врача-бессребреника Дамиана, память которого отмечается как раз в ноябре. 27 ноября 1904 года при пострижении иерея Димитрия Воскресенского в монашество владыка Сергий (Страгородский) завершил свою речь пожеланием, чтобы новопостриженный священноинок «ощутив под своими ногами твёрдую скалу – постоянное присутствие Господа, в этом почерпнул себе силы смело и победоносно встретить все испытания жизни и все прилоги врага и, при неотступной помощи и водительстве Божией благодати, сподобился достичь конечной цели монашества – Царствия Небесного». За 33 года монашеской жизни священномученик Дамиан неоднократно вспоминал слова своего наставника, перенося многочисленные испытания и помня о главной цели монашеской жизни. И сама жизнь его стала житием, образцом для всех желающих жить по-христиански. В 1905 году монах Дамиан завершил учёбу в Академии и вскоре вернулся в Курскую губернию, став смотрителем Старооскольского, а затем Обоянского духовных училищ. С 1911 года являлся ректором Смоленской духовной семинарии, был возведён в сан архимандрита. В июле 1918 года архимандрит Дамиан был хиротонисан во епископа Переяславского. Кстати, стоит отметить, что это была первая архиерейская хиротония по благословению ныне святого патриарха Тихона. Сопротивление безбожникам Владыка Дамиан не смог быть равнодушным к начавшимся с первых дней советской власти гонениям на Церковь, расправам над священнослужителями, закрытию храмов, осквернению святых мощей. Он открыто выступал в поддержку патриарха Тихона и матери-церкви. Это не осталось не замеченным властями. Владыка был арестован за сопротивление изъятию церковного имущества, а 23 февраля 1923 года его выслали на два года в Туркестан. Хотя справедливости ради надо сказать, что смутное время чуть было не запутало и Дамиана. Он переходил в раскольническую церковь, был даже членом её Временного высшего церковного совета, но затем быстро вернулся из григорианского (по имени архиепископа Екатеринбургского Григория) раскола в РПЦ. После ссылки в Туркестан Дамиан последовательно занимал Владимирскую, Полтавскую и Курскую архиерейские кафедры. В Центрально-Чернозёмной области владыка Дамиан организовал разветвлённую сеть общественно-религиозной организации «Ревнители Церкви», которая вела борьбу с насилием советской власти против Церкви. Владыка не скрывал на допросах, что при принятии Курской епархии в 1928 году он основной своей задачей считал «собрание вокруг священнослужителей и отдельных мирян сознательных глубоко верующих лиц – всех граждан, которые способны защищать интересы Церкви и православия». Но эта задача не предполагала дальнейшего контрреволюционного переворота в отдельно взятой епархии. Священномученик Дамиан, по его собственному признанию, стремился, чтобы в Курском крае «свободно прославлялось имя Божие и процветала христианская жизнь». Многие священники приняли участие в деятельности этой организации, в которой насчитывалось более 250 человек. 26 декабря 1932 года архиепископ Дамиан был судим вместе с группой своих приверженцев и приговорён к расстрелу, заменённому ссылкой на 10 лет в Соловки. Оттуда он уже не вернулся: 3 ноября 1937 года его всё-таки расстреляли. Память о владыке жива В 1998 году в Курске прошла конференция, посвящённая владыке, впоследствии перешедшая в Дамиановские чтения. А в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Православной Церкви архиепископ Курский Дамиан был причислен к лику святых. Бережно хранят память о священномученике Дамиане и на его родине – в селе Брусовое Поныровского района Курской области. Благодаря стараниям местных жителей, священнослужителей, монашествующих память о святом жива. Много лет продолжается дружба сестёр Курского Свято-Троицкого женского монастыря с брусовчанами. За это время совместными усилиями по сохранению памяти о святом земляке сделано многое. Это и установление поклонного креста взамен устаревшего на месте разрушенного храма и церковной сторожки. Это и мемориальная доска, рассказывающая о связи священномученика Дамиана с селом Брусовое. Это и небольшая часовня, построенная силами брусовской школы. Учителя стали инициаторами проведения районных Дамиановских чтений, посвящённых жизни и подвигу новомучеников. На базе школы и библиотеки были созданы духовные центры. Появилась серия документальных фильмов о жизни архиепископа Дамиана. У жителей села за эти годы сложились тёплые, доверительные отношения с Троицкой обителью. В 2021 году родная сестра одной из насельниц Курского Свято-Троицкого монастыря, узнав о нуждах брусовчан, приобрела для селян дом, расположенный на месте разрушенного храма. Именно в нём теперь создан молитвенный дом, и снова, как и при отце епископа Дамиана, будет совершаться Божественная литургия. Так исполнилась давняя мечта схимитрополита Ювеналия – возобновить церковную, а главное – монашескую, жизнь в селе Брусовое, восстановить там храм. В дар молитвенному дому от Курского Свято-Троицкого женского монастыря насельницы передали святыню – ковчежец с землёй с места расстрела архиепископа Дамиана и фрагмент кирпича с места его заключения. Игумения Елисавета (Семёнова), настоятельница монастыря во имя преподобного Алексия, человека Божия из Золотухино, предложила общине села организовать подворье Алексеевской обители. Митрополит Курский Герман благословил, и сёстры Троицкого монастыря поддержали это решение. Сейчас идёт совместная работа по обустройству молитвенного дома, и молитва объединила теперь уже три монашеские общины, так как в эту работу активно включилась и братия Курского Знаменского монастыря. Наследие владыки Дамиана Владыка Дамиан был талантливым, разносторонне одарённым человеком. Помимо пастырского служения он занимался педагогической и научной деятельностью, был членом Курской церковной историко-археологической комиссии. В 2020 году вышла книга «Священномученик Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский и Обоянский. Духовное наследие. Проповеди. Очерки. Письма. Протоколы допросов», изданная Курской православной духовной семинарией, выпускником которой был владыка. Книга была подготовлена председателем Историко-архивной комиссии Курской епархии Владимиром Русиным. В ней читатели найдут самое подробное на сегодняшний день жизнеописание святого и наиболее полное собрание его творений (в православии принято называть духовные книги именно творениями, а не произведениями). Тогдашний ректор Курской семинарии архимандрит Симеон (Томачинский) написал в предисловии: «Все главные вехи жизни владыки связаны с курской землёй: здесь он родился, окончил Курскую духовную семинарию, здесь принял священный сан и здесь же впоследствии стал архиепископом…» Так что архиепископа Дамиана недаром часто называют «самым курским святым». В 1917-1918 годах выходит ряд статей архимандрита Дамиана, которые можно назвать пророческими. Чего стоит один только этот фрагмент: «…в ближайшем будущем пастырство не на словах лишь, но на деле явится подвигом, может быть, даже близким к мученичеству, и мало посему найдётся добровольцев на этот подвиг. Но Церковь и выявляла всегда свою внутреннюю красоту, всё своё неземное обаяние в дни мученичества». В другой статье – «Родина идёт к гибели» – Дамиан предрекает наступление вслед за революцией политической революции религиозной. «В исполинское тело России вошёл легион бесов, он крутит и мутит всё на необъятном просторе Руси. Наша родина катастрофически идёт к гибели». Но, захватив власть и свергнув царя земного, одержимые революционеры не успокоятся. Предстоит ещё религиозная революция – остаётся свергнуть строителям новой русской жизни владычество Божие, освободиться от веры и Церкви, приобрести право каждому быть своим богом». Ряд произведений священномученика Дамиана посвящён Первой мировой войне. Понимание православным архиепископом, современником тех страшных событий, темы войны важно для сегодняшнего поколения. Так, в произведении «В Соборе за акафистом» через образы двух сестёр милосердия – юной смолянки, отправляющейся на войну, и пожилой женщины, работающей в смоленском госпитале, переданы ужасы войны. Смелость юной сестры милосердия и мудрость женщины, на лице которой лежит «печать глубокой думы, следы прожитых тревог и сознание святости долга», омрачены пониманием трагичности происходящего. Сестёр милосердия, предстающих перед читателем во время чтения акафиста Богородице в Смоленском соборе и олицетворяющих собой два «живых поколения», автор характеризует как настоящих героев, в чьих сердцах «горит тот дух, что ведёт к несомненному торжеству над врагом». В числе религиозных сочинений владыки Дамиана – слово, сказанное в семинарской церкви в 1917 году, – «Религиозная революция». Автор пишет, что разрушение старого строя и приобретение русским народом свободы, передача земли трудящемуся народу и распределение труда не принесли желаемого, а повлекли новую борьбу. Русская армия вместо защиты границ «занята кровопролитной междоусобной бойней, бойней позорной и бессмысленной», у стен Зимнего дворца «погиб цвет русской молодёжи – юнкера и ударный женский батальон – от русских же выстрелов». «Первыми революционерами» владыка Дамиан называет Адама и Еву и подтверждает сказанное примерами из ветхозаветной истории, проводя аналогии с революционными событиями 1917 года. Владыка пророчески предвосхищает последствия уничтожения религиозной веры в «обновляемой России». Повесть о курском святом А теперь вкратце о художественной книге о курском святом Дамиане. Московский историк Ольга Роговая однажды на книжном развале в Казани купила старинную открытку с видом столицы. И уже потом вдруг обнаружила на другой стороне дарственную надпись с подписью «Архимандрит Дамиан». Отправлял он её, когда был ректором Смоленской семинарии, из Москвы в Смоленск, сыновьям. Личность архиепископа Ольгу Ивановну заинтересовала. Она углубилась в изучение доступных ей документов, статей, написанных владыкой Дамианом. И в итоге родилась повесть. Затем Роговая «вышла» на председателя Историко-архивной комиссии Курской епархии – священника Владимира Русина. После совместной работы над текстом появилась книга. Владыка Дамиан, будучи весьма образованным человеком, очень переживал по поводу взаимоотношений интеллигенции и Церкви и не раз писал об этом. Он был свидетелем и участником различных встреч и собраний русских философов, поэтов, писателей. Поэтому в повести читателям предстоит встреча и с Зинаидой Гиппиус, и с Василием Розановым, и с Павлом Флоренским… Тираж книги был небольшим, но её ещё можно найти в церковных лавках. КСТАТИ Синодальная библиотека Русской Православной Церкви занимается систематизацией и оцифровкой архива священномученика Дамиана (Воскресенского). Документы из личного архива владыки Дамиана являются особо ценными для изучения истории Русской Православной Церкви и истории России ХIХ-ХХ веков. В 1994 году архив священномученика в Синодальную библиотеку передал игумен Иннокентий (Павлов). Долгие годы материалы находились в неразобранном состоянии, пока не было проведено их первичное описание. На первом этапе работы над архивом в 2020 году была разработана схема систематизации единиц хранения. На сегодня документы распределяют по хронологическому и структурному признакам. Архив священномученика описан в четырёх экземплярах: три на бумажных носителях и один – в электронном виде. Подготовил Юрий МОРГУНОВ Фото из открытых источников

Самый курский святой
© Курская правда