Черно-белый реализм Максима Земнова
Фотографии – яркий момент человеческого бытия: мгновенная фиксация жилок жизни, острые, в образах данные молнии – лиц… Книга комбинированная – эссеистика Игоря Михайлова и фотографии Макcима Земнова: эссе, пронизывающие лучами своеобычной стилистики и острых искр мысли литературу: её мир, её представителей, и – фотографии оных: как правило – чёрно-белые. Чёрно-белое фото ярче выражает мимику, сущность лица, не отвлекая на цветовые аккорды: но эссе Михайлова истинно цветные: все цвета жизни: радуги радости и мера мысли, онтология отчаяния и гроздья гармонии – представлены писателем, исследующим людей литературы, вспоминающим их… При этом фото и эссе тонко гармонируют, соединяясь определённой сущностью: альфой бытования на земле, в недрах этого вечного вращения юлы юдоли. Вот Лев Анненский – бесконечный, как океан, величественный, как пространство: вот фотография: просторный лоб мыслителя, цепкий взгляд… Евгений Евтушенко: чья популярность, во что ныне сложно поверить, не уступала гагаринской: лёгкий и стройный, словно взлетающий – от ритмов собственного чтения. Стиль Игоря Михайлова поэтичен: такое же свойство плавно пропитывает фотографии Максима Земнова. Нечто великолепно-детское – тотальное удивление перед многоцветным и многоструктурным чудом мира – читается во взоре Людмилы Петрушевской: и, возводящая очи горе, она воспринимается чудесной волшебницей, дарящей сказки детям, и взрослым: в сущности – просто выросшим детям… Олег Чухонцев, сидящий на диване, взирает на действительность (ныне отрицающую поэзию) несколько растерянно: что не сказывается на качестве его стихов. В эссе о нём писатель подчёркивает единственность Чухонцева, его особость – даже в недрах литературного мира, какую-то… «потусторонность» что ли… Игорь Михайлов долго работал в некогда легендарном журнале «Юность»: журнале, читаемым половиной страны; писатель был заместителем главного редактора, возглавлял отдел прозы; поэтому естественен мемуарный характер его эссе. Они импрессионистичны. Они строятся мазками слов: и полноценность красок складывает объёмные портреты. Есть в словесной технике Михайлова нечто и от пуантилизма, своеобразной техники точек: но это – точки жизни, и зыбкость бытия становится яснее, точно убеждая в необходимости слова. В чрезмерной необходимости: других вариантов удержать действительность, свидетельствовать о ней, практически нет. Разве только – фото. Сильная лепка лица Марины Кудимовой… Игорь Михайлов в эссе о ней интересно исследует стиль поэтессы: полётный и конкретный одновременно, очень индивидуальный. В возрасте уже – Владимир Костров запечатлён в момент выступления: лукавство играет в не стареющих глазах, а седина, кажется, подчёркивает мудрость. Монументален Юрий Левитанский. Монументален – и: как тонок в стихе: поэт полунамёков, как подчёркивает Михайлов… Андрей Битов на миг оторвётся от сочинительства – и поймает его именно в этот момент фотограф, запечатлев, словно и часть драгоценного, воздушного процесса создания литературного произведения. И Евгений Лесин смотрит на это всё немного отрешённо, словно слегка устал от книг… Книга гармонична. Объединение эссе и фото сделано с той мерой таланта, такта и вкуса, которые позволяют взглянуть на литературу и ярких её представителей много шире привычного. Земнов М., Михайлов И. Двенадцать и Ко. Портреты писателей. Фотографии и эссе. — Ярославль: ООО ИПК «Индиго», 2024. — 212 с. — илл. ISBN 978-5-91722-520-3