Оперу Сергея Слонимского "Мастер и Маргарита" поставили в Самаре

Культовый роман Булгакова давно растиражирован на балеты, фильмы, даже симфонии.

Оперу Сергея Слонимского "Мастер и Маргарита" поставили в Самаре
© Российская Газета

Оперный жанр оказался пионером в этом процессе "переосмысления". В Самарском академическом театре оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича, недавно пережившем ребрендинг - теперь его название "Шостакович Опера Балет", состоялась премьера оперы "Мастер и Маргарита" Сергея Слонимского. Инициатором нынешнего представления стал худрук Самарского оперного театра и дирижер-постановщик спектакля Евгений Хохлов. Он пригласил к работе над оперой питерскую команду во главе с режиссером Юрием Александровым и художником Сергеем Новиковым. И камерная опера превратилась в масштабное событие.

Более полувека прошло с тех пор, как в Ленинграде состоялась премьера "Мастера и Маргариты" в 1972 году, за дирижерским пультом стоял Геннадий Рождественский. Но оперу запретили сразу после концертного исполнения первого акта в Доме композиторов, признав "идейно порочной". Это табу стало первым, но не единственным в биографии композитора. Та же участь постигла инструментальный квартет "Антифоны", романсы на стихи Ахматовой, кантату "Голос из хора" на стихи Блока.

Лишь в перестроечном 1989-м году по инициативе дирижера Михаила Юровского опера вернулась на афиши: сначала под его руководством она была исполнена в концертном варианте в Большом зале Московской консерватории, позже - в недолго просуществовавшем московском музыкальном театре "Форум" (его создал тот же Юровский). Следом в постановочной версии Арилы Зигерт показана в Ганновере, в рамках всемирной выставки ЭКСПО-2000 в немецком павильоне и на немецком языке. Это событие оказалось очень важным, но также эпизодическим в судьбе оперы. Двенадцать лет спустя старший сын Михаила Юровского Владимир стал вдохновителем исполнения первого акта оперы в Михайловском театре как подарка композитору к его 80-летию. Предполагалось, что проект превратится в полномасштабную премьеру, но этого так и не произошло.

И вот к 90-летию со дня рождения композитора в Самаре эту несправедливость решили устранить. Сегодня опера уже воспринимается со знанием того, что было создано на этот сюжет позже, но воплощено раньше: симфоническая поэма Андрея Петрова и поставленный на эту музыку балет Бориса Эйфмана с уникальным Валерием Михайловским в роли Мастера; фантасмагорическая история с экранизацией Юрия Кары с музыкой Альфреда Шнитке; и телемувик от Владимира Бортко, где Маргариту сыграла Анна Ковальчук.

Из замыслов, которые не осуществились, - рок-опера Александра Градского и мюзикл Эндрю Ллойд Уэббера... Многие боятся прикасаться к роману, опасаясь бесовских проделок. Но Слонимский еще не знал, что роман породит массу предрассудков, а в Самарском театре их не испугались и поставили оперу без купюр.

Режиссер идет строго по авторскому тексту оперы, подчеркивая вслед за партитурой философский и романтический характер булгаковской прозы. С одной стороны, это слова Маргариты, преданно любящей Мастера: "Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви". А с другой: "Всякая власть есть насилие над людьми. Настанет время, когда не будет никакой власти". Над либретто первоначально работал Юрий Димитрин, позже к нему присоединился Виталий Фиалковский. Но и композитор многое привнес в либретто оперы. Действие оперы разворачивается в двух параллельных мирах: евангельского повествования и в Москве 1920-30-х годов. Художник создает яркие визуальные образы: лестница в небо; огромные многометровые кресты - распятия, на которых казнят Иешуа и двух разбойников Гестаса и Дисмаса. Главный элемент московских сцен, естественно, трамвай, что обезглавил Берлиоза (в опере герой назван Здравомыслящим): внутри трамвая заседают клеймящие Мастера критики, а за их спинами многозначительный лозунг "Искусство принадлежит" - без едкого уточнения, кому именно.

Опера создана в абсурдистской стилистике, в какой писали Хармс или Беккет... Иногда действие разворачивается от обратного. Так, эпилог перемещается в начало: Пилат после казни Иешуа умоляет, чтобы ему сказали, что казни не было, что она ему привиделась... А в какой-то момент и режиссер добавляет фантасмагории: Маргарита (трогательная, с красивым сопрано Анастасия Лапа) бежит по рядам партера и, обращаясь к зрителям, пронзительно умоляет: "Любите! Любите!".

В этом вокально непростом спектакле много хороших певческих работ: Мастер - Владимир Боровиков, Иешуа - Роман Николаев, Левий Матвей - Михаил Губский, Иуда - Иван Максимейко, Низа - Анастасия Вечёркина. Но особое явление - всемирно известный баритон Сергей Лейферкус, поражающий вокальным долголетием. Его мощная артистическая харизма в образе Пилата стала камертоном спектакля.

Слонимский использует ренессансный, добаховский принцип музыкальной драматургии. 20 инструменталистов - не оркестр и даже не ансамбль, потому что играют они не вместе, а по очереди, становясь альтер-эго конкретного героя оперы. Здесь все решено с математической точностью, без игр в метафизику. Двойник Мастера - виолончель, двойник Маргариты - скрипка, Кот Бегемот - флейта-пикколо, Коровьев - фагот, у Воланда - главный тоже фагот, у Иешуа - трио двух арф и гобоя. Пилат сначала был кларнетом, потом становился бас-кларнетом, а когда он произносит приговор, на смену кларнетам приходят медные духовые. И лишь балетная сцена "Бал-шабаш у сатаны" (балетмейстер Надежда Калинина), становится бенефисной для оркестра, демонстрирующего высший уровень мастерства.

Зрители, пришедшие на премьеру оперы, еще раз убедились: абсурдность бытия обнаруживает трагедийное существование человека.

Кстати

Самара всегда была счастливым городом для Сергея Слонимского. Здесь состоялись мировые премьеры его опер - "Марии Стюарт" в 1980-м и "Видений Иоанна Грозного" в 1999-м (под руководством Мстислава Ростроповича. Здесь же звучали его оперы "Виринея" (1967) и "Гамлет" (1993).