К 65-летию Зеленограда: от паровоза до электрички Октябрьской железной дороги

15.10.2023 Нам, нынешним, привыкшим к «Ласточкам» и «Сапсанам», переход с паровозной тяги на электрическую кажется седой стариной. Однако путь быстролетным поездам проложила именно она – допотопная электричка. А вы знаете, где в СССР пригородные перевозки впервые полностью перешли на электрички? У нас, на участке Москва – Крюково. «Отстающее» Крюково Электрифицировать Октябрьскую железную дорогу от Москвы до станции Крюково собирались еще в начале 1930-х годов. По плану электропоезда от Ленинградского вокзала до Крюкова должны были пойти во второй половине 30-х. Но, даже если б план осуществился, Крюково все равно не стало бы пионером в деле запуска первых электричек. Эта почетная историческая миссия выпала Мытищам – электропоезда от Москвы до Мытищ пошли уже в 1929 году. То были первые электрички в РСФСР, но не в СССР. Самые первые электропоезда в стране пошли далеко от столицы – по линии Баку – Сабунчи, и было это почти сто лет назад – в 1926 году. Словом, электрификация Крюкова задержалась, и виной тому стала послевоенная разруха. В середине 40-х станция лежала в руинах, и до 1948 года на ней действовала одноколейка военных лет. В 1948-м на линии Ленинград – Москва восстановили второй путь. Октябрьская железная дорога постепенно оживала: прокладывали пути, отстраивали мосты и вокзалы, в том числе и на станции Крюково. Но поезда по-прежнему продолжали тянуть паровозы. Как последние стали первыми Октябрьская железная дорога (и в первую очередь ее Московское отделение), хотя и была электрифицирована чуть ли не последней, тем не менее считалась ведущей магистралью железных дорог Союза ССР. Именно здесь регулярно обкатывали и эксплуатировали самый современный подвижной состав. Поэтому коренное перевооружение магистрали – переход ее локомотивного хозяйства на тепловозную и электрическую тяги – началось, едва страна оправилась после войны. Как вспоминала старожил Крюкова Мария Сидельникова-Дементьева, паровозы на станции Крюково стали заменять на электровозы уже в 1948 году, но сразу электрифицировать всю дорогу от Москвы до Ленинграда было невозможно, поэтому переход происходил по участкам. И первым стал участок Москва – Крюково. Его электрификация завершилась в конце 1950 года. Еще несколько месяцев паровозы «передавали вахту» новеньким электричкам, и вот 1 мая 1951 года химкинская газета «Сталинский путь» сообщила, что на участке Москва – Крюково установилось регулярное движении электропоездов. С этого времени пассажиры между Москвой и Крюковом пересели в электрички. Это была первая в СССР линия, где пригородные пассажирские перевозки полностью переключились на электротягу, о чем сообщает зеленоградский краевед Игорь Быстров в своей книге «История Зеленограда. Краткий курс». Как выглядел прогресс Там, где электрифицированный участок заканчивался, в дело снова вступали паровозы и продолжали тянуть поезда дальнего следования – в Клин, Тверь, Ленинград. Впрочем, прогресс скоро добрался и до Клина – уже в 1953-м первые электрички доехали и туда. Первый электропоезд Крюково – Клин пошел в конце марта 1953 года. Журнал «Огонек» в начале 1954 года писал: «Железнодорожная пригородная линия Москва – Клин электрифицирована. Теперь москвичи могут проехать в места, где жил и творил П.И. Чайковский, на комфортном электропоезде». Комфорт, конечно, был относительным, но, по сравнению с закопченным, пропахшим керосином «паровичком», электричка с деревянными сиденьями и дверьми, которые открывали вручную, была, несомненно, прогрессом. Дина Демина

К 65-летию Зеленограда: от паровоза до электрички Октябрьской железной дороги
© Префектура Зеленоградского административного округа