Войти в почту

Культовая архитектура Крымского ханства: многокупольные и многосекционные мечети

Из истории крымских татар, династии Гераев и потомков Джучидов

Культовая архитектура Крымского ханства: многокупольные и многосекционные мечети
© Реальное время

Одним из крупнейших государств, наследников Золотой Орды, было Крымское ханство — часть большого этнокультурного пространства на обширном участке Евразии. Ханы из крымской династии Гераев являлись потомками Джучидов, поэтому их представители правили в Казанском и Астраханском ханствах. Институт истории им. Марджани выпустил новое издание пятитомника "История крымских татар". Третий том посвящен одному из ключевых исторических этапов развития этого народа — периоду Крымского ханства (XV—XVIII вв.). Полных и завершенных исследований по крымским татарам до сих пор не было, новая книга татарстанских авторов заполняет некоторые пробелы в истории этого тюркского народа.

Многокупольные и многосекционные мечети

Таких мечетей в Крыму известно всего две. Мечеть Султана Селима в Кефе (Феодосии) и Джума-Джами в Гёзлеве (Евпатории).

Мечеть султана Селима, или Сулейман-Хан-Джами или Биюк Джами главная пятничная мечеть города Кефе предположительно была построена в 1520 г. по указанию будущего султана Сулеймана I Великолепного, когда он был правителем Кефе. Она находилась в пределах внешних оборонительных стен в 100 м северо-восточнее армянской церкви Св. Сергия на центральной площади города. Б.Н. Засыпкин высказал предположение, что здание было построено знаменитым архитектором Ходжой Синаном, так как достоверно известно, что он является автором и строителем бань Султана Сулеймана, принадлежащих этой мечети. Этой же версии придерживаются некоторые другие исследователи. Однако авторство Синана не доказано: этой мечети нет в списке памятников, воздвигнутых Синаном, и его имя не упоминает Эвлия Челеби при описании мечети в Кефе. О здании он пишет следующее: "Все купола его строений внутри и снаружи особым образом покрыты свинцом, это светлая, полная света мечеть... Есть двери с двух сторон и кыбловые двери. Над внешней софой на шести колоннах пять искусно устроенных куполов. Внутри мечеть очень просторная, занимает десять тысяч шагов. Но она находится на рынке, посреди базара на узеньком участке земли, и внешний харам ее маленький. Он не соответствует величине мечети. Ее минарет, мимбар и михраб построены в старой форме". Из этого отрывка следует, что у мечети был один минарет.

В последующие годы Биюк-Джами неоднократно описывали различные авторы и рисовали художники, при этом описания и изображения не всегда совпадают. В 1787 г. Феодосию посетил венесуэльский борец за независимость испанских колоний в Южной Америке Франсиско де Миранда. В своем дневнике он пишет следующее: "Мы тотчас же отправились в главную мечеть, каковая является далекой от совершенства имитацией наиболее крупных мечетей Константинополя. По форме это параллелограмм, где малые купола образуют просторный перистиль, а внутренняя центральная часть заканчивается большим куполом наподобие того, что в Св. Софии, и по два малых купола с каждой стороны. Имеются балкон, или кафедра для муфтия, канделябры и т. д., как в константинопольских мечетях".

П.С. Паллас, посетивший Феодосию в 1794 г., когда мечеть еще не была перестроена, также оставил ее описание: "…большая, построенная с благородной простотой, прекрасная, еще порядочно сохранившаяся главная мечеть, называемая Биюк-Джами. Она имеет семнадцать саженей (36 м) в длину и четырнадцать (30 м) в ширину. Главный ее купол более девяти саженей в поперечнике (19 м), и с трех сторон она еще имеет одиннадцать маленьких куполов. Два минарета вышиной в шестнадцать саженей (34 м) с витой лестницей до самого верха еще существовали, когда я поручил нарисовать вид Кафы со стороны бухты, но затем они были разрушены. Около этой мечети находится большая турецкая баня с двумя сводчатыми помещениями". Судя по этому описанию, кроме большого центрального купола в здании было пять малых куполов, перекрывающих портик и по три купола над боковыми нефами. Но это явная ошибка, которая потом была повторена Дюбуа де Монпере, заставшего мечеть в полуразобранном состоянии, скорее всего, вообще без куполов. На чертеже В. Гесте (рис. 17), снявшего план здания в 1798 г., купола над боковыми нефами почему-то вообще не изображены. Однако, судя по плану, очевидно, что боковые нефы могут быть перекрыты только двумя куполами, следовательно, куполов (вместе с большим) всего одиннадцать, а малых десять. О десяти малых куполах пишет и П.И. Сумароков, который был в Феодосии в 1799 г.

В. Гесте не только снял план здания, но и сделал чертежи южного и северного фасадов. Он также зарисовал северный фасад в его первоначальном виде с открытой пятипролетной арочной галереей и с заложенными арками (рис. 18.1-2). Вероятно, закладка арок предполагалась для укрепления здания, но, скорее всего, эта перестройка так и не была сделана. На рисунке Дюбуа де Монпере 1833 г. арочная галерея разрушена, и видны только следы ее примыкания к северной стене и основания колонн (рис.18.5). Также на этом рисунке виден внешний михраб (аназа), расположенный к западу от входной двери между окнами нижнего яруса.

Также имеются многочисленные изображения панорамы Феодосии, на которых можно разглядеть мечеть султана Селима. Рисунки (и гравюры по ним) Г.Х. Гайслера 1794 г., М.М. Иванова 1803 г., Е.М. Корнеева 1804 г. и абсолютно идентичный последнему А. де Палдо 1805 г., изображают Феодосийскую бухту с севера (рис. 19. 1,3,5). На них отчетливо виден северный фасад Биюк-Джами с пятью куполами над входной галереей (рис. 19.2,4,6). Рисунок К.Ф. Кюгельхена 1824 г. показывает здание мечети с юго-восточной стороны, и на нем видны три купола над восточным фасадом, два из которых расположены над нефом, а один над галереей (рис. 19.7-8). Также имеются два рисунка интерьера мечети. А. Воронихин в 1786 г. изобразил южную стену мечети с михрабом и тремя ярусами окон (рис. 18.4). На зарисовке Н.А. Львова 1803 г. интерьер дан с восточной стороны (рис. 18.5). На нем отчетливо видны две стрельчатые арки, ведущие в западный неф, михраб в южной стене, мимбар рядом с михрабом и хоры у северной стены.

На основании этих чертежей, рисунков и описаний можно получить представление об архитектонике Биюк-Джами. Постройка была прямоугольной в плане размерами 36 х 35 м. В северной части располагался небольшой узкий (шириной 6 м) дворик, "внешний маленьких харам" по Э. Челеби. Молельный зал имел внешние размеры 36 х 22 м. Интерьер его разделен массивными прямоугольными устоями и контрфорсами северной и южной стен на три нефа. Центральная квадратная часть была перекрыта куполом диаметром около 17 м. Барабан купола возведен на подпружных арках, из которых северная и южная опирались на контрфорсы, причем южная стена была усилена контрфорсами и снаружи. С запада и востока подпружные арки были перекинуты между контрфорсами и устоями в центре зала. Переход к барабану осуществлялся при помощи парусов. Барабан был двухъярусным: на восьмигранный был поставлен шестнадцатигранный с полусферическим куполом, крытым свинцом. В зените купола находился алем. Боковые нефы были перекрыты двумя куполами.

С северной стороны к мечети примыкала открытая галерея шириной 7 м из пяти стрельчатых арок, опирающихся на колонны. Ее перекрывали пять небольших куполов. Пол галереи (софа по Э. Челеби) был приподнят над уровнем двора, и к нему вела лестница. Главный (кибловый) вход в мечеть находился по центру южной стены. По сторонам от него находились два внешних михраба в виде ниши с треугольной сталактитовой конхой. Э. Челеби говорит еще о двух боковых входах, но на плане они не видны. Окна имели арочную форму и были расположены в три яруса. Нижний барабан также был прорезан окнами с арочным завершением. Окна, прорезающие купол, видны на изображениях интерьера мечети. Полукруглый в плане михраб находился в южной стене, напротив входа. Он изображен на рисунке А. Воронихина 1786 г. Вдоль северной стены располагались хоры на деревянных колоннах. В северных концах боковых нефов находились лестницы, ведущие на мафиль и минареты. Не совсем понятен вопрос с количеством минаретов мечети султана Селима. В самом раннем описании Эвлии Челеби говорится об одном минарете. П.С. Паллас в 1794 г. описывает два минарета, более того, они изображены на рисунке Г.Х. Гайслера. Через 4 года В. Гесте зарисовал только один минарет. На рисунках М.М. Иванова, Е.М. Корнеева, и А. де Палдо 1803—1805 гг. изображен один минарет, хотя не всегда с правильной стороны. К.Ф. Кюгельхен в 1804 г., судя по изображению, стоящих минаретов уже не застал. В 1834 г. здание мечети было разобрано полностью.

Франсиско де Миранда назвал мечеть султана Селима "далекой от совершенства имитацией наиболее крупных мечетей Константинополя". Однако она имеет довольно точные аналогии среди турецких мечетей, правда, вне Константинополя. Практически идентична ей по плану Султан-Джами в Манисе 1522 г. Манисская мечеть также имеет трехнефный зал, центральная часть которого перекрыта большим куполом, а боковые нефы двумя маленькими. Предваряет его портик, перекрытый пятью куполами (рис. 20.2-4). Сходную планировку имеют мечеть Чешнигир 1474 г. и Хатуние 1479 г. в Манисе.

Несколько меньшие размеры, но более сложную и изысканную архитектонику, чем у Биюк-Джами, имела Джума-Джами (Хан-Джами) в Гёзлеве (Евпатории), расположенная в прибрежной части города. Она была заложена в 1552 г. Девлет Гераем I и освящена в 1562 г. Автором проекта здания был выдающийся турецкий архитектор и инженер XVI в. Ходжа Синан. Мечеть Татар-хана в Гёзлеве значится на его надгробной плите под №77 из 81 культовых построек. Об авторстве Синана пишет и Эвлия Челеби: "А самой прекрасной, высокой и восхитительной является соборная мечеть Бехадыр Герай-хана. В длину и в ширину от кыбловых дверей 150 шагов. С левой стороны в этой мечети есть отстроенное место, где намаз совершают достопочтенные ханы. И всего два высоких минарета. Один из них разрушен землетрясением. Но на сохранившийся теперь минарет с правой стороны, я, недостойный, поднимался. Спускаясь с минарета, я насчитал 105 шагов. Действительно, это высокий, отстроенный минарет. Потому что это строение Коджа Мимар Синана-аги ибн Абд ал-Миннана, который построил в Стамбуле мечеть султана Сулеймана. Действительно, это строение привлекательное и радующее душу. Но [внешний] харам у этой мечети маленький, потому что она находится в многолюдном месте города, посреди базара. В этом городе нет другой такой мечети, крытой чистым свинцом, светлой, украшенной и благоустроенной. На целый фарсах сверкает свинец ее куполов. Перед ее михрабом место захоронения султанов, их жен и дочерей. Напротив ее харама, над дорогой, расположено прекрасное здание светлой бани".

Краткое описание Джума-Джами оставил П.С. Паллас. Он пишет, в частности, что ко времени его посещения Козлова (Гёзлева) в 1793 или 1794 г. разрушены были уже оба минарета. К 1798 г. относятся рисунки фасадов и план мечети, выполненные В. Гесте (рис. 21.1-3). На них мечеть изображена с открытой галереей, которая к тому времени уже была заложена, и двумя минаретами. В. А. Кутайсов предполагает, что эти рисунки являются проектами реставрации здания в его первоначальном виде. В дальнейшем, начиная с 20-х гг. XIX в., периодически возникали проекты реставрации мечети и даже выделялись на это деньги. В связи с предполагаемой реставрацией мечеть была зарисована И. Жуковым в 1834 г., И. Якубинским в 1836 г., А.Е. Геккером в 1896 г. (рис. 21.4-5; 22.1-6). Все они показывают северный фасад постройки с заложенной галереей. На рисунках 30-х гг. изображен восстановленный восточный минарет, но в последующие годы он, вероятно, снова разрушился. Частичная реставрация здания производилась в 1896, 1925 и 1962 гг. В 1969—1985 гг. была сделана полная реставрация, и Джума-Джами был возвращен ее первоначальный облик.

Стены постройки сложены из камня-ракушечника, основные несущие конструкции из известняка на извести. Лицевые кладки, толщиной 1,2 м, своей подошвой были установлены поверх трехступенчатого стилобата высотой 0,9 м, выступающего на такое же расстояние за вертикаль стены. Он был сложен из пиленых и тщательно подогнанных друг к другу блоков инкерманского известняка. Здание в плане близко к квадрату: размеры по внешнему обводу стен с севера на юг 26,11 м, с запада на восток 26,86 м. С северной стороны находится открытая галерея (шириной 4,35 м) с пятью стрельчатыми арками, опирающимися на тонкие цилиндрические колонны со сталактитовыми капителями. В галерею входят главные (кибловые) двери. Изначально в здание вели три двери, но в результате реставрации был оставлен только один вход. По сторонам от него находятся два внешних михраба (места для "последней общины") в виде трехгранных ниш с треугольным сталактитовым завершением, окруженных прямоугольной рамой с резьбой в виде "сельджукской цепи". Молитвенный зал прямоугольный в плане, вытянутый вдоль михрабной стены и разделенный на 12 модульных квадратных ячеек. Шесть ячеек, образующих боковые продольные нефы (по три в каждом), перекрыты куполами на парусах; два модульных квадрата, примыкающие к стене киблы, образуют единую михрабную ячейку, перекрытую полукуполом; остальная часть зала отведена подкупольному квадрату.

Снаружи в объеме здания доминирует четверик (13,0 х 13,9 м), который путем двойного среза углов плавно переходит к невысокому шестнадцатигранному барабану со сферическим куполом (рис. 23.1-2; 24.1-2). Купола боковых нефов, расположенные ниже, опираются на восьмигранные барабаны. Небольшие купола северной галереи на граненых барабанах лежат еще ниже. Такая структура создает эффект постепенного нарастания объемов. С двух сторон здания вплотную к восточной и западной стенам пристроены два минарета высотой 38 м. Их высокие призматические цоколи путем скосов переходят в граненый ствол. В верхней части минаретов имеется балкон (шерефе), над которым возвышается тонкая башенка с коническим шатровым покрытием.

Внутреннее пространство здания разделено двумя двухъярусными аркадами на три нефа (рис. 23.3-4,6; 24.3-6). Центральный неф перекрыт большим куполом диаметром 11,65 м и высотой от пола 22,40 м. В сфере купола устроены 15 окон с полуциркульными арками. Невысокий барабан опирается на паруса и четыре арки, которые своими основаниями стоят на двух восьмигранных опорах с южной стороны и двух пилонах северной стены. В этих двух столбах не было капителей, их заменили сталактитовым переходом от восьмигранника к квадрату, который сливается с пятой арки. Южная арка остается открытой, остальные обозначены неглубокими нишами в стенах постройки. При этом западная и восточная псевдоарки перекрывали две более мелкие верхние арки боковых нефов. С внешней стороны эти глухие арки были оформлены в виде неглубоких стрельчатых ниш: в северной из них располагалось восемь стрельчатых и круглых окон, размещенных в три ряда, в западной и восточной по пять окон в два яруса, в первом стрельчатые, во втором круглые. Распор центрального купола гасится уступами, понижающимися боковыми куполами, южным полукуполом и открытой аркадой северной галереи. Арки, поддерживающие полукупол также опираются на южные восьмигранные опоры и контрфорсы южной стены. Снаружи для погашения распора у южной стены имеются три контфорса.

Интерьер здания наполнен светом за счет большого количества окон (64), которые служат не только для освещения внутреннего пространства, но и для облегчения несущих стен. Окна расположены в четыре-пять ярусов. Нижние окна прямоугольные, со стрельчатыми наличниками и глухими люнетами над ними, средние стрельчатые, верхние, расположенные под арками сводов круглые.

В южной стене, напротив главного входа, находится михраб, оформленный в виде неглубокой пятигранной ниши с полуколоннами по сторонам (рис. 24.5). На капители последних опирается конический полукупол, состоящий из восьми рядов резных сталактитов, покрытых геометрической и растительной росписью. Нишу окружает прямоугольная рама, декорированная "сельджукской цепью". Справа от михраба находится мимбар.

Боковые нефы (шириной по 5 м) на уровне второго этажа разделены арками на три подкупольных квадрата. В нефах устроены деревянные хоры (мафиль). Вход на "хоры" в виде винтовой лестницы располагается слева от основного входа. Юго-восточная часть балкона, отделенная деревянной перегородкой, служила, по всей видимости, ханской ложей.

Евпаторийская Джума-Джами является типичной османской мечетью. По планировке она очень близка Фатих-Джами в Стамбуле 1463—1471 гг. (рис. 25.1). Разница заключается в том, что у Фатих-Джами к основному зданию примыкает обширный двор, окруженный со всех сторон галереей, перекрытой куполами. При этом галерея вдоль северной стены молельного зала состоит из семи секций. Что касается молельных залов, то планы их почти полностью совпадают. О. Асланапа отмечал, что в Гёзлеве Синан использовал ту же схему, что и в Фатих-Джами, но в меньшем масштабе. Такой же план имеет более поздняя мечеть Селима II в Конье 1566—1574 гг., не имеющая двора и с северной галереей, перекрытой семью куполами (рис. 25.2).