Креативный Калининград: Что творят местные художники, дизайнеры и музыканты
Это легально!
Словосочетание «креативные индустрии» больше не звучит как нечто непонятное или исключительно творческое. Более того с 2021 года креативные индустрии легализованы на общемировом рынке и включены в стратегию экономического развития России.
Если автор талантлив и умеет монетизировать свое мастерство, то он выходит на уровень креативного бизнеса, где есть место и прибыли, и интересно упакованным смыслам.
В смысле?!
В любом бизнесе выиграют те, кто идёт на эксперименты и внедряет инновации. Работа со смыслами — одна из ключевых ценностей креативного бизнеса. Успешный успех ждет и тех, кто качает ресурс в локальной идентичности и смело создаёт коллабы, когда один бренд усиливает другой.
Лидеры креативных индустрий идут дальше – часто масштабируют свои проекты, строят сообщества креативных предпринимателей, выполняют функцию ментора. Поддерживая социальную миссию, креаторы инвестируют в развитие индустрий.
«Креспектива» создает креативную среду
Фонд креативных индустрий «Креспектива» продвигает креативные индустрии, разносторонне поддерживает креаторов, выступает как продюсерский центр и проектный офис. Читайте интервью с креаторами Калининграда, вдохновляйтесь и открывайте новые таланты в себе., Локальная идентичность
Максим Попов, дизайнер, основатель издательства Pictorica и пространства «Мануфактуры Макса Пройса»,
Давайте познакомимся
Творческий путь Максима начался с истории Калининграда. Она сложная, многомерная и задаёт много вопросов. Чтобы ответить на них, необходимо было обратиться к городской среде и пространству, в которых мы живём. По мнению Максима, один из важных принципов в изучении города — чувствовать в нём себя туристом. Тогда город открывается с новых сторон.
Что он творит?
Издательство Pictorica появилось естественно — из дизайнерства развились более сложные идеи и концепции, которые Максим воплотил в собственном проекте. Продолжив углубляться в историю Калининградской области, креатор пришёл к новой концепции и придумал «Мануфактуры Макса Пройса». Это локальные пространства, где собраны фотоальбомы, керамические изделия и книги, связанные с Калининградом и его историей. Через них можно познакомиться с городской культурой прошлого, а понравившиеся приобрести для себя и близких.
«Мануфактуры» начались с маленьких фотографических проектов. Когда этого стало мало, на помощь пришло ещё одно направление — керамика. Первыми изделиями стали изразцы, которые привели к идее собственного пространства.
Миссия «Мануфактур» — отразить жизнь Калининграда, показать её и туристам, и горожанам с точки зрения локальной идентичности. Здесь можно найти необычные, непонятные на первый взгляд вещи. Например, бородатые кувшины — забытая старинная традиция, которой больше нигде не встречалось. Обо всех изделиях можно долго рассказывать, ведь у каждого есть свои особенности и тайны. В Мануфактурах местные жители могут заново взглянуть на город, а для приезжих этот проект станет путеводителем по истории Калининграда.
, Недавно Максим Попов и «Мануфактуры» побывали в Салехарде, до этого посещали Улан-Удэ и другие города России. Это взаимный обмен опытом и особенностями уклада жизни. В таких коллаборациях передаётся сам подход исследования и создания. Например, процесс появления Калининградского словаря. Это масштабный проект, коллаборация с огромным количеством людей — горожанами, авторами, иллюстраторами, дизайнерами. Сейчас его ждёт переиздание — словарь станет больше, в нём появятся новые слова и новые объяснения. Недавно словарь вышел в интерактивном формате — он стал карточной игрой-викториной. В ней собраны как вопросы на знание истории Калининграда, так и задания на фантазию и воображение: например, «О чём молчит Прегельский сом?»
Вскоре «Мануфактуры» будут заметны и в облике города, с которым мы сталкиваемся каждый день. Не будем раскрывать всех карт, но поделимся небольшой подсказкой — внимательно смотрите под ноги.
Поговорим о креативных индустриях
По мнению Максима Попова, креативная индустрия имеет две стороны: «креативное» и «индустрию». С одной стороны, это чистое творчество в классическом понимании, с другой — люди, создающие сверхсложные идеи и интеллектуальные продукты.
— Креаторы зарабатывают за счёт того, что придумывают что-то новое. Вся суть не столько в новом продукте, сколько в его наполнении, — считает Максим. — Книгу покупают не за то, что это книга, а за её содержимое, которое откликнулось.
На пути претворения идеи в жизнь могут возникать и сложности — недостаток специалистов и ограниченное количество площадок для реализации. Это долгий тернистый путь поиска. Поэтому один из ключевых факторов создания проекта — собрать команду. Необходимо чётко понимать процесс реализации, тогда найдётся решение и подходящие люди, которые смогут внести свой вклад и знания в идею., Кросс-индустриальность
Дмитрий Чайка, модерн-фолк художник,
Давайте познакомимся
Дмитрий Чайка называет своё занятие народным творчеством. Его деятельность сочетает в себе керамику, вязание, коллажи, дизайн и иллюстрацию.
Первое творческое воспоминание Дмитрия Чайки родом из детства. Это рисование с семьёй, поделки и художественная студия. В дальнейшем университет дал возможность разноплановой практики и знакомства с дизайном и иллюстрацией.
— Увлечение коллажами тоже пришло из детства. Родители делали необычные фотоальбомы для всей семьи — сейчас этот метод называют «скрапбукингом». Мне покупали два экземпляра книг: одну я читал, а из другой вырезал и собирал разные картинки, которые впоследствии собирал в коллажи. — делится Дмитрий. — Это увлечение масштабировалось, и в 2019 году в Санкт-Петербурге состоялась моя коллажная выставка.
Вязанию креатора научила прабабушка. Это было секретным увлечением, пока не пришла мода на одежду крючком. Стали появляться бренды с дизайнерскими вязаными изделиями, такие как VEREJA. Дмитрий связался с создателем бренда — экс-главредом Numero Russia — и предложил свои дизайны. Вместе они сделали новую коллекцию для VEREJA.,
Что он творит?
Творчество — это длительный процесс. Коллажи Дмитрий собирает из собственных работ. Делает этюды, натурные зарисовки, и из них уже формируется итоговая картина. Керамика занимает ещё больше времени: создание эскиза и формы, несколько обжигов, покрытие глазурью. Сейчас это усложняется долгими поставками и поиском качественных материалов.
— Вся моя жизнь — это преодоление сложностей. Но как только у меня появляется возможность заняться чем-то новым, я берусь за это. — рассказывает Дмитрий.
Работы Дмитрия Чайки можно увидеть в самых разных проектах, с которыми художник коллаборирует. Например, это калининградская галерея ARTGART, где выставляются его коллажи и керамические изделия. Ещё одним совместным проектом стали авоськи для охлаждающих чехлов от бренда FRAGILE. Дизайны Дмитрия можно было встретить и на косынках и купальниках петербургского бренда RIVKA.
Один из крупных проектов — коллаборация с певицей Roisin Murphy и создание уникального мерча для её выступления в шекспировском театре «Глобус» в Лондоне. Познакомился Дмитрий с исполнительницей в соцсетях: рисовал скетчи, концертные образы, и вскоре певица сама написала и предложила поучаствовать в совместном проекте — создать книгу с дизайнами её костюмов, футболки и афиши для театра «Глобус» перед предстоящим событием., Самой большой инсталляцией Дмитрия на данный момент стали необычные капли в одном из ангаров «КВЗ space» на фестивале «Ночь заводов». А уже в октябре мы увидим его новый проект в галерее ARTGART.
— В первую очередь я делаю всё для себя, — рассказывает Дмитрий. — А ещё меня очень вдохновляют коллаборации. Очень полезно, когда есть обратная связь.
С «Креспективой» Дмитрий Чайка встретился три года назад. В передвижном проекте INCLUS в 2021 году была собрана целая ретроспектива работ Дмитрия. С тех пор он стал желанным гостем и соавтором мероприятий проекта.
Поговорим о креативных индустриях
Дмитрий Чайка представляет креативную индустрию как соотрасль экономики, которая рассматривает в качестве своих авторов людей, связанных с творческим ремеслом. Творчество становится индустрией легче, чем это может показаться. Всё развивается по готовым мировым сценариям. Если человек хочет творить, он задумывается о заработке. Автоматически появляется и запрос продажи собственных результатов, проектов.
В Калининграде есть как и крупные, так и небольшие креативные индустрии. Например, керамика, кино и музыка, театр. Есть галереи, играющие связующую роль между художником и покупателем. Их основная задача — найти новый дом выставляемым предметам искусства и помочь автору. Также популярны ИТ и игровая индустрия., Инновации и эксперименты
Зара Демидова, режиссёр и актриса,
Давайте познакомимся
Театральным искусством Зара начала заниматься в 13 лет: пришла в подростковую студию при профессиональном театре и в дальнейшем продолжила обучение, поступив в ГИТИС. В это же время она вместе с другими энтузиастами открыла независимый театр «Центр Современной Драматургии» в Омске. На это Зару и коллег благословил известный драматург и режиссёр Николай Коляда. ЦСД функционирует в Омске до сих пор, но уже без неё — в 2023 году Зара переехала в Калининград.
Что она творит?
Одним из экспериментов Зары Демидовой стала импровизация. Этим направлением она занимается уже седьмой год. В первое время это было прикладным методом для омского театра: спектакли создавались на глазах у зрителей. Позднее в Омске были организованы совместные проекты с психологом.
— В какой-то момент мы поняли, что людям, которые не занимаются театром, импровизация всё равно очень помогает в жизни, — говорит Зара.
Соединив свои театральные навыки и знания с импровизацией, Зара Демидова создала курс, который будет полезен всем. Его участники раскрепощаются и изучают самих себя. В зависимости от того, кто именно приходит на курс, Зара каждый раз формирует авторский подход.
Помимо импровизации Зара Демидова создаёт театральные постановки. Например, спектакль «Мне кажется, они смотрят», который прошёл в «Доме китобоя».
— Сюжеты придумываются случайно — никогда не знаешь, в какой момент появится вдохновение и идея, — делится Зара. — Дальше начинается долгий сложный процесс реализации, поиска площадок и ресурсов. Так, при создании спектакля «Мне кажется, они смотрят» мы познакомились с хранителями музея «Доме китобоя»., Зара Демидова всегда экспериментирует в своих постановках: использует необычные пространства, придумывает новые форматы подачи сюжета. Например, зрители могут наблюдать за постановкой через окно, а порой и сами становятся частью перфоманса.
— В придумывании и реализации новой идеи бояться можно, — рассказывает Зара. — Бояться и всё равно продолжать делать — нужно. Может показаться, что всё уже придумано и создано. И действительно, было уже всё, кроме нас.
С «Креспективой» Зара познакомилась сначала как слушатель лекториев. После сам проект заинтересовался режиссёром, посещал её постановки и пригласил вести одну из встреч для креаторов.
Поговорим о креативных индустриях
Зара Демидова считает, что креативной индустрией могут стать любые сферы деятельности, которые занимаются технологиями развития культуры и искусства. Цель таких индустрий — поддерживать авторов, делать коллаборации и разрабатывать новые методы и подходы.
— Я верю в коллаборации, — делится Зара. — Сейчас время объединения и партнёрства. Все остаются в выигрыше: это и внутренний обмен опытом между создателями, и внешнее взаимодействие с потребителем.
По мнению Зары, творчество сложнее всего монетизировать. Но это возможно. Люди нуждаются в рефлексии, а она лучше всего отражается в искусстве. Главная трудность — найти гармонию между аудиторией и словом автора, которое он закладывает в своё творчество.
— Хоть я живу в Калининграде не так давно, но заметила востребованность изобразительно-визуального искусства, — рассказывает Зара. — В нём есть большой отклик и запрос самих художников на реализацию своих проектов., Менторство и просвещение
Эдуард Судаков, музыкант, саунд-дизайнер и преподаватель в Школе креативных индустрий,
Давайте познакомимся
— У меня обычная история человека, который ходил в музыкальную школу, — рассказывает Эдуард. — Сначала были отторжение и неприятие, а потом — знакомство и открывание этого направления заново.
Эдуард Судаков начинал свой творческий путь с сольных музыкальных проектов, созданных в компьютерных программах, и играл с концертным составом. В 2012 году их коллектив попал в десятку лучших молодых групп по истории российского интернет-издания о культуре и технологиях Look At Me. После этого признания группа отправилась в тур по всей стране. Сейчас Эдуард Судаков участвует в музыкальных проектах Психосалатико и Sad sad satan.
Что он творит?
В 2019 году Эдуард переехал в Калининград и начал полноценно заниматься музыкой. Он открыл небольшую студию и подружился с другими калининградскими креаторами. Это знакомство привело Эдуарда в преподавательство и Школу креативных индустрий филиала РГИСИ, где он начал вести занятия по современной музыке. Сейчас в ШКИ представлены самые разные студии — от театральной до саунд-дизайна.
— Как преподаватель я работаю в Калининградской Школе креативных индустрий уже четвёртый год. Второй год — как куратор направления современной электронной музыки и звукорежиссуры в Гусевской школе, — рассказывает Эдуард. — В октябре также исполняется два года совместному с Александрой Линник проекту «НормХор». В работе с хором я начал делать вокальные аранжировки, создалось многоголосие. Коллектив постепенно превратился в полноценное коммьюнити., Главное в работе с детьми — объяснить идею взаимодействия с референсами, максимально упростить базовую необходимую теорию, стараться заинтересовать ребёнка. А одна из сложностей для преподавателя — мгновенное погружение в процесс в самом начале пути. Это накрывает с головой, забирает силы и время, а отдача учеников может не восполнить все затраченные ресурсы. Поэтому стоит подходить к этому с более трезвым взглядом.
— Когда ты ребёнок, твоя главная задача — лениться, а главная мотивация — страх перед родителями или похвала. — делится Эдуард, — Нужно понимать как работает тот или иной подход, лавировать между интересами ребёнка, нашими задачами и итоговым результатом. Раскрепощает детей сопричастность и возможность увидеть свой готовый проект, даже если они нажали всего одну кнопочку.
Самой запоминающейся творческой коллаборацией для Эдуарда стало написание музыки для короткометражного фильма Fusion режиссёра Михаила Гулькова. В 2023 году проект участвовал в фестивалях и даже выиграл несколько наград.,
Поговорим о креативных индустриях
Эдуард Судаков описывает креативную индустрию как совокупность процессов, где главными движущими элементами являются опыт, ум и личные способности человека. А креативность — умение решить задачу необычным путём.
— В России есть мнение, что креативная индустрия обязательно завязана на искусстве, — говорит Эдуард Судаков. — Я за то, что креативность — это именно нестандартный подход, и он может быть применим во всех сферах.
Есть огромное количество способов развития креативных индустрий: от рациональных методов и автоматизации до более хитрых концепций и решений. Один из подходов — синтез процессов, коллаборации. Например, нейросеть стартапов, синергия нескольких сфер. Другой — масштабирование проектов и стандартизация внутри индустрии. Через добавление более сложных элементов, которые в итоге упрощают процессы реализации.
— Я за поп-культуру и конструктивизм-минимализм, модульность, — рассказывает Эдуард. — Мне кажется, что стоит двигаться в этом направлении. Всё сейчас автоматизируется., Масштабирование проекта
Данил Акимов, саунд-художник и куратор фестиваля Sound Around Kaliningrad,
Давайте познакомимся
Данил открыл для себя мир шумовой и экспериментальной музыки в середине 90-х и, погрузившись в него, начал экспериментировать со звуком самостоятельно. В его первых кассетных альбомах можно было услышать радиопомехи, фрагменты диктофонных записей, а позже появились генератор сигналов, электроорган и бобинный магнитофон.
— Объединившись с Максимом Сергеевым, мы создали несколько музыкальных проектов, — рассказывает Данил Акимов. — Самые заметные из которых стали группы Membranoids и Бигуди.
Что он творит?
Данил курирует и организует концерты, вечеринки, выставочные проекты, на независимой основе и как ведущий специалист Балтийского филиала ГЦСИ вошедшего в состав ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2020-м году.
Самый масштабный проект — фестиваль Sound Around Kaliningrad. Он ежегодно проходит в Калининграде с 2012 года, а организует и проводит фестиваль команда филиала. В 2013 году он прошёл также в Клайпеде и Гданьске, а в 2018 шоукейс Sound Around показали в рамках Ural Music Night в Екатеринбурге. Не помешала ему даже пандемия в 2020 году.
— Sound Around длился целую неделю. Мы принимали прямые трансляции из городов России и Европы: от Мурманска и Владивостока до Парижа и Женевы, — вспоминает Данил. — Из Калининграда перфомансы транслировались в ответ.
Главная задумка фестиваля — стать платформой для коммуникации звуко-художников. С каждым годом проект меняется, развивается и выходит на новые площадки. Так, в апреле этого года Sound Around представили на Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге, а в октябре состоится укрупненный вариант события в Петропавловске-Камчатском.
— Вдохновение на новые идеи приходят из наблюдений за изменением мира и культурной жизни, новых знакомств, — делится Данил., Трудности тоже возникают: сложная организация, привлечение внимания калининградцев к фестивалю. Но он всё-таки находит свою публику.
— Наша аудитория — это люди с открытым взглядом, добрым сердцем и любопытным слухом, — размышляет Данил
Свои лекции Данил проводит в импровизированном формате: документация событий и собственный опыт помогают составить необходимое сообщение. А при создании нового фестиваля, концерта или лекции естественным путём возникают коллаборации. Это коммуникация с кураторами и художниками, в процессе которой рождаются концепции, состав и формат грядущего события.
Пример таких коллабораций — совместные проекты с фондом «Креспектива». Вместе с Данилом креаторы придумали мерч, провели шоукейс Sound Around на Новой сцене в Санкт-Петербурге, а также ряд камерных инициатив в Inclus.
Скоро мы увидим ещё больше мероприятий при участии Данила Акимова: ближайший Sound Around в Петропавловске-Камчатском, который пройдёт с 6 по 22 октября, а также есть планы на сотрудничество с калининградскими пространствами: «КВЗ space», арт-посольством «Супернова», галереей «БАРН», творческим объединением «Воля» и другими.
Поговорим о креативных индустриях
Данил Акимов рассуждает о креативной индустрии как об инструменте социализации творческих навыков и идей, который может также стать способом обеспеченной жизнедеятельности. Сама индустрия формируется сложно и длительно — в процессе важно не терять вектор ментального обогащения, а материальное появится естественным путём.
Рост креативных индустрий в Калининграде происходит постоянно: появляются новые мастерские, студии и пространства, где собираются творческие люди и реализуют свои идеи. Также такие проекты как «Креспектива» и Школа креативных индустрий филиала РГИСИ способствуют развитию креаторов и их направлений в нашем городе.
Фото: Алёна Лобанова, Александр Матвеев, Татьяна Мозжухина, Александр Степаненко, из архива героев