Войти в почту

В Крыму откроют Зал журналистской славы

В Крыму появится региональный Зал журналистской славы. Среди первых кандидатов на попадание в него — Лев Толстой, Константин Симонов, Евгений Халдей, Илья Сельвинский, а также ряд менее известных на всероссийском уровне репортеров: Леонид Яблонский, Владимир Бобашинский, Константин Дудченко, Гарринальд Немировский и другие.

В Крыму откроют Зал журналистской славы
© Парламентская газета

Образцы для подражания

Этот проект представили 11 октября на международной конференции «Медиакоммуникации и журналистика: история, культура, технологии, практика», приуроченной к 105-й годовщине создания в Крыму первого университета, который носил название Таврического.

Окончательное решение, кто именно станет первыми «обитателями» Зала славы, примут позже. Он будет открыт к новому году в Институте медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, где готовят будущих журналистов, издателей, редакторов, пиарщиков, культурологов и дизайнеров.

«У студентов перед глазами должны быть образцы для подражания, — сказал директор института Александр Мащенко. — Ну и, конечно, мы хотим таким образом отдать должное тем, кто создавал школу крымской журналистики, закладывал те традиции, которые мы пытаемся продолжать. Среди первых членов Зала славы будут как фигуры всероссийского масштаба — Лев Толстой и Константин Симонов, так и менее известные, но очень значимые для региональной журналистики мастера — многолетний главный редактор «Крымской правды» Владимир Бобашинский, военный фотокорреспондент Великой Отечественной Леонид Яблонский и другие».

Наш Толстой против их Рассела

Лев Толстой стоял у истоков российской военной журналистики, которая родилась во время Крымской войны 1853—1856 годов, рассказала заведующая кафедрой журналистики и медиакоммуникаций Диана Первых. «За рубежом родоначальником военной журналистики принято считать работавшего в период Крымской войны в Севастополе корреспондента лондонской Times Уильяма Рассела. Он действительно был большим мастером, но по пониманию сути войны, по литературному мастерству и в подметки не годится Льву Толстому. «Севастопольские рассказы», впервые опубликованные в знаменитом российском журнале «Современник», основателем которого был Александр Пушкин, — первый по-настоящему канонический текст нашей военной журналистики. И, конечно, мы гордимся тем, что он был создан именно у нас в Крыму», — сказала Первых.

Служа в Крыму, подпоручик Толстой задумал газету «Солдатский вестник» (другое название «Солдатский листок»), но не сумел добиться разрешения на издание и предложил «Современнику», который тогда редактировал Николай Некрасов, ежемесячные офицерские корреспонденции из Севастополя. Из этой идеи и родились в итоге «Севастопольские рассказы».

Совсем скоро, 9 сентября 2028 года исполнится двести лет со дня рождения Льва Толстого. К этому грандиозному юбилею, который будет отмечаться на всероссийском уровне, в Крыму хотят открыть музей великого писателя, где обязательно будут рассказывать и о его журналистской работе. В общей сложности Толстой провел в Крыму около двух лет своей жизни и написал на полуострове не только «Севастопольские рассказы», но и повесть «Хаджи-Мурат», рассказ «Ильяс» и другие произведения.

Живые и мертвые

Другой бесспорный кандидат на включение в Зал славы крымской журналистики — военкор Великой Отечественной войны, писатель Константин Симонов. «Его произведения, равно как и произведения его товарищей по цеху военных корреспондентов — Михаила Шолохова, Ильи Эренбурга, Александра Твардовского и других, равно как и так называемая лейтенантская проза писателей, которые пришли в литературу после войны прямо из окопов, — Виктора Некрасова, Юрия Бондарева, Григория Бакланова, Василя Быкова, Бориса Васильева — лучшее, что написано о войне не только в России, но и в мире», — рассказал Александр Мащенко.

Крым занимал важнейшее место в жизни и творчестве Симонова. Он работал здесь в качестве военного корреспондента в самый тяжелый период Великой Отечественной войны — в 1941 и 1942 годах. Те трагические события отразились в трилогии «Живые и мертвые», цикле повестей «Из жизни Лопатина», пьесе «Русские люди», мемуарах «Разные дни войны», очерке «В керченских каменоломнях», стихотворениях «Дожди» и «Корреспондентская застольная» («Песенка военных корреспондентов»), множестве журналистских материалов, увидевших свет в «Красной звезде», «Правде» и других газетах.

Константин Симонов завещал развеять свой прах над Буйничским полем под Могилевом. Сегодня это Поле Памяти, мемориал воинской славы Красной армии, летом 1941 года остановившей там немцев. «Я был не солдатом, всего лишь корреспондентом, — писал Симонов. — Но и у меня есть маленький кусочек земли, который я не забуду никогда, — поле под Могилевом, где в июле 1941 года я своими глазами видел, как наши за один день сожгли 39 немецких танков». На Буйничском поле установлен Симоновский камень — огромный валун красного гранита. На одной его грани надпись: «Константин Симонов. 1915 — 1979». На другой: «…Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах». Почти точно так же классик всю жизнь помнил и Крым. И точно так же здесь витает его дух и мог бы стоять еще один Симоновский камень с похожей надписью.

Он останавливал мгновения Победы

Тесно связана с Крымом и творческая биография, пожалуй, самого знаменитого советского военного фотокорреспондента Евгения Халдея — автора легендарной фотографии «Знамя Победы над рейхстагом». С лейкой и блокнотом фотокор ТАСС Евгений Халдей прошел по дорогам войны от первого ее дня до последнего и создал свой фотодневник Великой Отечественной. Ему удалось остановить такие мгновения, которые навсегда вошли не только в документальную изобразительную историю этой войны, но и в мировую фотоантологию войн. Многие работы Халдея получили всеобщую известность. Их жизненную правду признавали и маршал Георгий Жуков, и рядовые солдаты.

В Крыму Евгений Халдей работал в Керчи и Севастополе, Симферополе, Ялте, Бахчисарае. В 1943 году в Керчи он снимал высадку нашего десанта, боевые действия на захваченном плацдарме, морских пехотинцев, генерала армии Ивана Петрова и маршала Климента Ворошилова. Там же, в Керчи, Халдей сделал один из самых знаменитых крымских военных снимков — «Знамя над Митридатом».

Весной 1944 года Халдей снимал освобожденный Крым. Можно вспомнить еще одно знаменитое фото мастера — «Возвращение в Севастополь», на котором запечатлены наши бойцы на Приморском бульваре. Или много лет не публиковавшуюся по цензурным соображениям фотографию «Снова жизнь», на которой улыбающиеся мужчины и женщины в купальных костюмах загорают на фоне разрушенного города.

Кстати

Среди других исторических проектов, которые были представлены на международной конференции, — «Энциклопедия крымской журналистики», цикл видеолекций по истории российской военной журналистики, документальный фильм «Университет в специальной военной операции».