И Леонардо такой молодой: что смотреть на выставке "Симпатические взаимодействия"

Выставку "Симпатические взаимодействия" в ивановском Музейно-выставочном центре открыл московский музей AZ. Экспозицию подготовили со столичным размахом: более 100 работ современных художников и мастеров советского неофициального искусства. Среди представленных авторов — Дмитрий Плавинский, Эрнст Неизвестный, Франциско Инфанте, Михаил Шемякин и другие состоявшиеся и восходящие звезды арт-сцены. Их произведения необычной концепцией объединил куратор Александр Дашевский. Рассказываем, какой получилась выставка и чего от нее ожидать.

И Леонардо такой молодой: что смотреть на выставке "Симпатические взаимодействия"
© ТАСС

В региональных музеях остроумные кураторские проекты появляются не так уж часто, но "Симпатические взаимодействия" — как раз один из них. Создал его художник и искусствовед Александр Дашевский. Его видение и канва, в которую он вписал отобранные работы, интересны не менее, чем сами картины и арт-объекты. Выставка построена по принципу зеркала — одна эпоха ищет отражения в другой. В этой перекличке и рождаются симпатические взаимодействия. Дашевский решил столкнуть современность с периодом Ренессанса — временем, когда мир проживал трансформацию и пытался шагнуть вперед, переосмыслив опыт прошлого.

"Возрождение было временем не только и не столько дерзких новаторов, сколько периодом конкуренции, переусвоения и перепридумывания традиций, временем, когда консервативный инструментарий и риторика создавали условия, заставляющие мысль и знание двигаться к неизведанному. Ощущение конца, кризиса, тупика, опасности невольно заостряет внимание на истоке, начале, точке возникновения. Ренессанс — одна из эпох, которую современность назначила своим прародителем", — рассуждает Дашевский. 

У выставки закрученная структура, в ее основу легла теория ренессансных мыслителей, согласно которой в теле человека текут четыре гумора, то есть жидкости: кровь, флегма, черная и желтая желчь. Символически им посвящены четыре раздела экспозиции, каждый из которых делится еще на несколько глав. По задумке куратора, зритель, как жидкость, проходит по телу выставки и знакомится на этом пути с различными идеями времен Ренессанса. Вместе с этим он может заметить, как в диалог вступают не только эпохи, но и произведения — современных художников и шестидесятников (на выставке собраны работы, созданные в 1960-х — 2020-х годах). 

Кровь и буквы

"Железо, по мнению ренессансного ученого, притягивалось к магниту потому, что между ними была симпатия. Это те самые симпатические взаимодействия", — улыбается Дашевский. В центре первого зала на двух белых плитах ржавыми согнутыми гвоздями выложены некие строки, напоминающие арабскую вязь. Это инсталляция Петра Белого "Диалект" (2016). Если открыть онлайн-переводчик и навести камеру на записи из гвоздей, можно получить послание. Или прочитать хотя бы несколько слов — гвозди не пронумерованы и на каждом показе выкладываются в хаотичном порядке, поэтому предугадать, что из них сложится, невозможно. "Для Ренессанса вопрос текста, перевода, погрешности перевода — очень важная вещь", — говорит Дашевский. Просвещенные меценаты того времени, например Медичи, скупали древние книги. Считалось, что в них можно найти ключ к пониманию мира и устройства вселенной, поэтому их перевод становился сенсацией.

Ренессансные гуманисты владели несколькими иностранными языками, при этом стремились увидеть в тексте больше, чем то, о чем в нем говорилось буквально. Эзотерика занимала умы, люди зашифровывали и разгадывали послания. Зрители выставки тоже могут поискать неочевидное, например в "Иературе" (1970) Михаила Шварцмана. На первый взгляд, это беспредметная композиция, абстракция, но, если приглядеться и подключить фантазию, можно заметить, как в геометрических фигурах угадываются очертания резного шкафа. В пару к картине Дашевский подобрал арт-объект Ирины Кориной "Тапочки К.С. Станиславского" — обувь практически вросла в паркет и сливается с ним. В этом же разделе можно увидеть работы Дмитрия Плавинского, Дмитрия Краснопевцева, Владимира Козина и других художников.

Флегма и магия

В зале второго гумора эзотерическая тема усиливается. Несмотря на то что в эпоху Ренессанса зарождалась современная наука, в центре мировоззрения людей стояла магия. По словам Дашевского, она была некой смазкой, сцеплявшей отдельные дисциплины — физику, медицину, математику, биологию. Многие явления объяснялись воздействием волшебных или потусторонних сил. При этом, чтобы подчинить себе иррациональное и понять мироустройство, гуманисты активно обращались к нумерологии и астрологии. С помощью расчетов астрологи предсказывали будущее, и их прогнозы сильно влияли на принятие политических и иных решений. 

Ключевые образы второго зала — звезды и космос. Здесь можно увидеть картину Андрея Рудьева "Они забыли о Гагарине" (2002), на которой дети увлеченно слушают пластинки на фоне портрета космонавта; работы Франциско Инфанте из серии "Реконструкция звездного неба" (1965–1967), а также несколько других произведений, где в том или ином виде появляются планеты, полумесяцы и созвездия.

Невозможно пройти мимо дуэта, сложившегося из картины Виталия Пушницкого "Прорастание №1" и арт-объекта Петра Дьякова "Животное". Пушистый неопознанный зверь, напоминающий белку из мультика "Ледниковый период", неподвижно разглядывает масштабное полотно. "Это еще один пример симпатических взаимодействий. В каком-то смысле я как куратор предписываю образ поведения того, как надо смотреть на работы", — шутит Александр Дашевский.

Неподалеку — скульптура Дениса Патракеева, отлитая необычным способом. Художник разжег на льду ручья костер, от тепла на поверхности образовались борозды, их Патракеев заполнил силиконом, затем снял с силикона форму и залил ее бронзой. Получился своего рода металлический ручей, который на выставке экспонируется вертикально — так, будто вода бежит сверху вниз. "Действие магии в XXI веке, — комментирует Дашевский и напоминает, что в какой-то момент Ренессанс обратился к концепции натуральной магии. — Она делается без привлечения духов и общения с нечистой силой. Вода испаряется и выпадает капельками — это проявления симпатии и антипатии. Элементы связаны между собой любовью, ненавистью и интригами, а просвещенный гуманист может с ними взаимодействовать". 

Черная желчь и безумие

Другую магическую инсталляцию создал Сергей Денисов. Чтобы познакомиться с ней, нужно зайти в небольшую комнату. Переступив порог, чувствуешь себя как в кабинете алхимика, а еще вспоминаешь школьный класс биологии: десятки пробирок и наполненные водой сосуды, ветки, корни, стекла с вымышленными препаратами. Вращаются зеркала, капает вода. При этом значительная часть работы располагается вне предметного мира: по стенам расползаются тени и отражения.

Третий раздел посвящен медицине. Люди Ренессанса пытались разобраться в устройстве человеческого организма, изучить возможности тела. Пока Леонардо да Винчи занимался анатомией и проводил вскрытия, некоторые подходили к вопросам с философской точки зрения. Согласно гуморальной теории, черная желчь вызывает меланхолию, от ее избытка люди становятся либо учеными, либо поэтами, либо сумасшедшими. Гуманист Марсилио Фичино выпустил трактат "О жизни" с советами, как не сойти с ума тем, у кого преобладает черная желчь. Среди них: не трогать черного, избегать сухого и опасаться горьких вещей.

Многие знания были лишь догадками, но преподносились как истина. Подобным настроением проникнута "Научно-поучительная коллекция" (2023) Валерия Гриковского. Художник создал масштабную инсталляцию: несколько стендов с витринами напоминают закоулок кунсткамеры, где среди экспонатов — сплошная экзотика. Например, баночки с пеплом сожженных ведьм, или образцы кожи Шрека болотного (американского), или пробирки со слезным секретом русалок. Все вымышленные объекты сопровождаются латинскими названиями, медицинскими заключениями, результатами анализов и экспертиз. Можно узнать много нового: чем вакцинировались от ковида олимпийские боги, как мутировали слуховые кости Микки-Мауса, чем объясняется патология органов Пиноккио приморского. 

Медицине посвящены и арт-объекты Клавы Колибабы — примечательно, что художница окончила Военно-медицинскую академию и совмещает творческую карьеру с работой терапевтом. Среди ее работ — "Плащаница памяти", сделанная из одноразовых пеленок для кушетки и расшитая разноцветными таблетками. Рядом — постамент с бутылками из-под колы, выпущенной в разных странах, только вместо жидкости внутри — лекарства от диабета, гастрита и других болезней, которые может спровоцировать газировка. 

Работы Екатерины Исаевой из серии Botanica absurda напоминают о стремлении ренессансных людей исследовать лекарственные свойства растений. Нередко в травниках были ошибки в латинских названиях и переводах, поэтому рецепты лечебных снадобий были неточными. Художница отсканировала разные виды цветов, совместила их и создала некие гибриды: придуманные ей растения обладают несочетаемыми с точки зрения биологии признаками.

Желтая желчь и апокалипсис

Последний раздел выставки обращается к теме конца света. Образы катастрофы прослеживаются в работе Петра Белого "Романтический апокалипсис", в картине Андрея Рудьева "Черное солнце". К теме колдовства и загробного мира обращается Владимир Кустов в проекте "Мыслеформы". В то же время куратор говорит, что конец света бывает оптимистическим и напоминает об апокатастасисе, что с греческого переводится как "всеобщее восстановление". Эта богословская идея утешала ренессансных мыслителей: они надеялись, что после конца света грешники будут прощены и весь мир возвратится к первоначальному блаженному состоянию (церковь это учение не приняла). 

Пробивая пол в центре зала, вырастает объемная футуристическая скульптура Дмитрия Каварги. Она напоминает грибницу или фантастическое дерево, на верхушке которого можно разглядеть сотни обнаженных фигурок. Особого внимания заслуживает инсталляция Александра Горынина "Горечь несбывшегося". За занавесом, в темном пространстве, зритель видит круг, от которого исходят два луча. Они отражаются в зеркалах, падают на другие вращающиеся круги и создают необычные оптические эффекты. Выглядит это медитативно, и, если повезет остаться с объектом один на один, можно задуматься о личном или почувствовать себя героем драматичного перформанса.

"Ренессанс — это история, к которой постоянно возвращаются во время больших кризисов. Это такой назначенный предок, мифическая эпоха, когда в центре мироздания был человек, творец, венец природы, — говорит Александр Дашевский. — Многие начинают оглядываться на эпоху Ренессанса, чтобы найти силы и надежду двигаться дальше". Перенять опыт ренессансных гуманистов и познакомиться с современными художниками можно до 3 декабря.

Дарья Шаталова