Войти в почту

Сон Обломова и роуд-муви. Что показали на фестивале театров Дальнего Востока

Команде фестиваля уже четвертый год удается невероятное - собрать в одном городе лучшие театры бескрайнего Дальнего Востока. Фестиваль проводится с 2019 года на базе Хабаровского ТЮЗа в рамках Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке при поддержке президента России. Созданный по инициативе Евгения Миронова и поддержанный Министерством культуры РФ фестиваль стал ежегодным праздником театра для жителей Хабаровска и отличной возможностью наладить творческие связи между театрами региона.

Сон Обломова и роуд-муви. Что показали на фестивале театров Дальнего Востока
© Российская Газета

Программа смотра, проходившего с 26 сентября по 5 октября состояла из спектаклей разных форм - от монументальных опусов до камерных инклюзивных постановок. Параллельно прошла образовательная программа для участников, мастер-классы и лекции проводили специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга, а критики ежедневно обсуждали постановки с артистами.

Так получилось, что три из четырех якутских спектаклей были о национальном самосознании, принятии революции и особом пути Якутии. Мы увидели три формы патриотического спектакля, с очень простой и четкой структурой и отчасти дидактическим содержанием. Национальное в этих спектаклях было выражено не только танцами, пением или ритуалом, а больше нарративом. Если Юрий Макаров ставит спектакль "Не все ль равно" (Нюрбинский государственный передвижной драматический театр), используя средства агитационного театра, пусть и простые, но ясно доносящие суть, то спектакль "Алитет уходит в горы" Андрея Борисова (Саха академический театр им. П.А. Ойунского) - это уже блокбастер на театральной сцене, монументальный спектакль в минималистичных декорациях, эпическое полотно, представленное с помощью синтетического театра.

Спектакль "Не все ль равно" Нюрбинского государственного передвижного театра. Фото: Александр Белов, пресс-служба Хабаровского ТЮЗа

Совсем иначе тему национального самоопределения представил Театр юного зрителя (г. Якутск). "Легенда о кровавой метке" - спектакль о прошлом якутского народа, всматривание в исторический процесс, оглядка на конфликты и их преодоление в XVI веке. Но главная задача создателей - напоминание об исторических событиях, рассказ истории, мифа средствами, характерными и для драматического театра, и для театра кукол. Схематичность, четкая проработка образов с точки зрения пластики, легкий флер экспрессионизма делает эту работу прекрасным примером дидактического спектакля для молодежи, который поднимает сложные вопросы.

Спектакль "Легенда о кровавой метке" Якутского ТЮЗа. Фото: Александр Белов, пресс-служба Хабаровского ТЮЗа

Гимном любви всего фестиваля стал поэтический инклюзивный спектакль-рефлексия "Непоследняя поэма", представленный якутским театром "Алгыс". Основа спектакля - стихи из романа Рабиндраната Тагора "Последняя поэма", но вокруг этой поэтической канвы образуется удивительно эмоционально-насыщенная театральная форма, которую своими движениями и эмоциями создают актеры инклюзивного театра. Сюжетными линиями спектакля становятся преодоление, доверие, поиск контакта и особой, эмоционально насыщенной тактильности. Этот социальный проект, созданный Леной Ивановой-Гримм обнажает природу театрального искусства, приближая его к изначальным, ритуально-обрядовым формам существования. Самое неожиданное, с чем сталкивается зритель в течение этого опыта - искренняя, ничем не прикрытая подлинность выражения, полнота присутствия актеров, которая завораживает и переносит в особенное пространство доверия, поддержки и любви.

В фестивальную афишу вошли и спектакли, поставленные молодыми режиссерами по современным текстам. Два самых ярких - это "Катапульта" по пьесе Дмитрия Богославского и "Друг мой" Константина Стешика. Открыл фестиваль спектакль "Катапульта" театра драмы Уссурийского городского округа им. В.Ф. Комиссаржевской (реж. Г. Смирнов). Авторы спектакля сразу помещают зрителя то ли в компьютерную игру, то ли трехмерное игровое пространство, в котором главный герой Вадик выбирает, куда ему путь держать. Это блуждание по сказочному миру с выкрученными по максимуму цветами уводит героя к обретению короткой радости и неминуемой смерти. Главное достоинство спектакля - актерские работы, которые сочетают в себе вдумчивое осмысление темы, безупречное овладение этим красочным и многослойным текстом и само представление, уводящее к осмыслению российских 90-х, потерянного героя и народному плачу в мечтах о счастливой жизни.

Кульминацией первой половины фестиваля стал спектакль "Друг мой" Камчатского театра драмы и комедии. Режиссер Вера Попова превращает монодраму Константина Стешика в роуд-муви и разбивает моно текст на двух персонажей. Это тихое путешествие абсолютно внезапно заканчивается трансцендентным опытом. Где-то в пути между строк, в паузах, обыденности, серости, холоде, прячется откровение, которое настигает зрителя после спектакля, в паузе после окончания. При общем неминуемом движении спектакля, герои сначала практически не двигаются. Они существуют в бетонном лабиринте с кровавыми потеками, иногда перемещаясь как фигуры на шахматной доске. И главным выразительным средством актеров здесь является голос и, конечно, текст, который звучит громче любой музыки.

Приморский краевой драматический театр молодежи (г. Владивосток) представил свою интерпретацию драмы Георга Бюхнера "Войцек". Драматург Виктория Костюкевич и режиссер Антон Шефатов создают пространство клаустрофобии, в котором зритель буквально сталкивается с воспаленным воображением Войцека. Три актера и пять персонажей жонглируют смыслами, примеряют роли и ведут очень сложную игру на острие ножа, иногда срываясь и начиная заново. Стоит отдельно отметить работу авторов спектакля со звуком, в рамках фестиваля это был один из лучших примеров работы с саунд-дизайном, идеально создающим атмосферу (композитор Андрей Чугунов, звукорежиссер Юрий Конаков).

Сразу же после "Войцека" был представлен "Обломов. Сон" Мирнинского театра в постановке Павла Никитенко. Если с точки зрения драматургии здесь были недоработки, то многонаселенное хтоническое пространство подземелья авторы спектакля придумали интересным. Обломов - плоть от плоти земли русской, он рождается в ее недрах и умирает, становясь ее частью. Биение сердца Обломова слышно в финале спектакля будто из глубин, из подсознательного, внедренного в подкорку каждого, сидящего в зрительном зале. Если Обломов играет в маске, по законам театра масок, то Штольц и Ольга - больше персонажи массовой культуры, будто выскочившие из телевизионного шоу. Но они в этом мире подземелья - только гости. Захар, няня, Тарантьев - вот кто охраняет врата этой пещеры, они всегда в движении, всегда на сцене и всегда рядом с Обломовым охраняют его чуткий сон. Не дать проснуться - зловещая цель хтонических обитателей этого спектакля, которая переносится и в зрительный зал.

Спектакль "Папа" Драматического театра Комсомольска-на-Амуре. Фото: Александр Белов, пресс-служба Хабаровского ТЮЗа

Спектакль "Папа" драматического театра Комсомольска-на-Амуре в постановке Дмитрия Акриша открыл тему семейных взаимоотношений. Драматургия спектакля и эмоции артистов в этом спектакле крепко связаны, так как мы сразу понимаем, что авторы деконструировали текст Горького, выводя на первый план личные истории актеров, хоть и рассказанные словами героев "Мещан". Если "Папа" фиксировал разрушение семейных связей и разрастающуюся пропасть между поколениями, то "Старший сын" Бурятского академического театра драмы им. Хоца Намсараева в постановке Саяна Жамбалова наоборот, утверждал жизненную необходимость семейного единства в современном мире. Художник спектакля Ольга Богатищева создала очень трогательное и камерное пространство. Сценическая площадка представляет собой перевернутый треугольник, который может оставаться в равновесии, а может склониться на сторону, разрушив всю мизансцену. В стену напротив зрительного зала вбиты штыри, что образует горизонтальную конструкцию. Так, лирическая кульминация спектакля проходит в замедленном танце на конструкции, что создает эффект парения героев. Сами актеры в начале спектакля существует в манере телевизионного шоу, с гэгами, юмористическими вставками и импровизациями. Но по ходу постановки игра становится глубже, актеры и персонажи ближе и в финале уже в глазах Бусыгина видны слезы радости от ощущения вновь обретенного семейного счастья.

Спектакль "Старший сын" Бурятского академического театра драмы им. Хоца Намсараева. Фото: Александр Белов, пресс-служба Хабаровского ТЮЗа

Завершал фестиваль спектакль Хабаровского ТЮЗа "Письмовник". Удивительно тонко и точно режиссеры Константин Кучикин, Петр Нестеренко и Михаил Тычинин представляют зрителю этот текст, не играя, не изображая, не надстраивая другими смыслами и вставками. Мы три часа находимся в стеклянном шаре мира "Письмовника", наблюдаем, сопереживаем и сочувствуем. Это восемь песен о любви в интерпретации восьми актрис театра, исполненных совершенно по-разному, ведь история взаимоотношения с хорошей литературой - это всегда индивидуальный способ переживания. Неудивительно, что именно этот спектакль стал кульминационным завершением всего фестиваля, в очередной раз напомнив о том, Хабаровский ТЮЗ - один из лучших театров региона.

Спектакль "Письмовник" Хабаровского ТЮЗа. Фото: Александр Белов, пресс-служба Хабаровского ТЮЗа

Председатель художественного совета фестиваля Виктор Рыжаков во время творческой встречи говорил о театре как об уникальном месте единения и обретения связей, которые и рождают искусство. Фестиваль, благодаря уникальной команде - Константину Кучикину, Анне Шавгаровой и Ольге Подкорытовой обрел свою самобытность и стал тем местом силы, куда хочется возвращаться.