Войти в почту

"Российская газета" собрала экспертов, чтобы отыскать скрытые смыслы Кирова

В рамках дискуссионного клуба Киров-650 журналисты "Российской газеты" попытались выявить культурный код города и понять, что с его помощью можно сделать в рамках подготовки к юбилею. Ведь город, как и человек, перед значимой датой пытается проанализировать пройденный путь и понять самого себя.

"Российская газета" собрала экспертов, чтобы отыскать скрытые смыслы Кирова
© Российская Газета

Пока власти Кирова и Кировской области заняты сугубо практическими вещами, связанными с подготовкой к 650-летию Кирова, "Российская газета" решила сконцентрироваться на духовных аспектах этого события. Одной из первых возникла тема "Культурный код Вятки". Чтобы разобраться в ней мы пригласили представителей самых разных направлений из Кирова и Нижнего Новгорода.

Культурный код: Пределы анализа

Первое, что удалось выяснить - культурный код - это не строгое научное понятие, а публицистический термин, с помощью которого журналисты и политики пытаются исследовать коллективное бессознательное страны, региона или города. Именно такого подхода придерживается доктор социологии, проректор Вятского госуниверситета Екатерина Митягина. При этом она отметила, что в термине культурного кода объединяют целый ряд объективных социальных явлений: осознаваемую идентичность, более или менее уникальные ценности, оригинальные традиции и отображающие их символы.

- Мы едем в другие регионы и города, чтобы почувствовать эту инаковость, потому что каждый город самобытен, - согласилась доктор исторических наук и урбанист Елена Кустова.

Она также рассказала о своем опыте изучения кода города через его старинную архитектуру, которая находится сейчас не в самом хорошем состоянии и быстро разрушается. Для того, чтобы поймать эту самобытность Елена и ее коллеги по проекту "Том Сойер фест на Вятке" пригласили исследователей из Сыктывкара, которые изучили сохранившиеся элементы декора старых зданий.

Впрочем, в ходе этого исследования выяснилось, что попытка углубленного анализа может мешать изучению и пониманию той самобытности, которая лежит в основе культурного кода.

- Например, если разбить элементы резьбы на составляющие, то они теряют свою самобытность, свое лицо. Ты смотришь на эти отдельные вещи и не узнаешь Вятку,- заметила историк.

Стабильность и изменчивость

Известный кировский архитектор Константин Павлов согласился с тем, что внешний облик города - это один из важнейших элементов, формирующих общее духовное пространство. Но при этом в рамках полемики обратил внимание на то, что Киров и его архитектурный облик не является чем-то сугубо уникальным, а имеет много общего с другими русскими городами. Кстати, к аналогичным выводам пришли и социологи, которые в ходе анализа больших данных убедились в том, что социокультурный код вятских жителей является лишь вариацией на фоне общероссийского пространства.

Специалист по градостроительству Константин Павлов также отметил, что несмотря на относительную стабильность архитектурного облика любого города он меняется со временем. Эти изменения могут быть и спонтанными, и навязанными властью. В качестве примера архитектор привел цветовое решение города, где на одном полюсе такое "хулиганское" явление, как граффити, а на другом стремление чиновников загнать всех в прокрустово ложе унылой желто-коричневой цветовой гаммы, что обедняет культурный код города Кирова.

Юбилей, как повод для самопознания

Эксперт в сфере общественных коммуникаций, один из организаторов празднования 800-летия Нижнего Новгорода Василий Мельников обратил внимание на то, что для его сферы деятельности, для организации коммуникации между властью и горожанами необходимо осознание основных составляющих культурного кода.

- Культурный код - это совокупность императивов и фундаментальных смыслов, ощущений горожан относительно города в котором они живут. С этим понятием мы работали с 2021 года при подготовке к юбилею Нижнего Новгорода. Это определение закладывалось в коммуникационную кампанию, в событийные, инфраструктурные и другие мероприятия, которые проходили в рамках 800-летия. Все проекты работали на проработку этих императивов и смыслов. Сейчас кировчанам важно понять, какие цели они ставят перед собой в рамках 650-летия.

Он также подчеркнул, что современная наука и практика создали достаточно много методов для выявления неосознанных смыслов. Социолог Екатерина Митягина в свою очередь обратила внимание на то, что запрос на понимание культурного кода исходит прежде всего извне. Его обычно ставят гости города. Верность этого тезиса подтверждают их вопросы о том юбилей "какого" города будут отмечать в 2024 году: Кирова, Вятки или Хлынова.

Три имени и ни одного противоречия

В рамках дискуссии стало понятно, что для самих горожан не существует какого-то противоречия. Научный сотрудник краеведческого музея кандидат исторических наук Людмила Сенникова согласилась с тем, что подобные вопросы имеют право на существование.

- У нас среди коллег возникал такой вопрос: "650 лет какому городу? Хлынову, Вятке, Кирову?" Но мы пришли к выводу, что это все вместе. Каждое название было в свою эпоху и каждая эпоха наложила свой отпечаток и на облик города, и на коллективное бессознательное,- констатировала она.

Эту позицию поддержала и Елена Кустова. В ином контексте она высказала аналогичное мнение о том, что разные названия - это символы разных эпох, которые за свою историю пережил Киров.

В связи с этим руководитель кировского отделения Союза дизайнеров России Ирина Медведева отметила, что культурный код не является константой.

- У каждого поколения свой культурный код. Поколения отличаются, они разные. Возможно это нашло отражение в том, что в будущем году будут три ключевых мероприятия. И для приверженцев устоявшихся традиций - мероприятия в день города. И для молодежи - в день молодежи. И для любителей старины - в день основания города. Дотошные историки пришли к выводу, что это произошло в сентябре. Всем нравится разное. Имеем, то что имеем. И нормально с этим живем,- подытожила дизайнер.

А коллега Ирины Медведевой, автор юбилейного логотипа, Ольга Братыгина призналась, что наличие трех имен облегчили ей работу над эмблемой 650-летия города, в которой она соединила первые буквы названий.

Символы кода: Каждый читает как умеет

Результат этого диалога был для каждого своим. Екатерина Митягина, нашла для себя новый подход для изучения местного социума и его эволюции. Кто-то понял, что культурный код - не мертворожденная абстракция, а вполне рабочий инструмент для взаимодействия в обществе и его самопознания.

Или то, что на Вятке за 650 лет существования Кирова сложился свой стереотип решения спорных вопросов. Это не подчинение авторитету или консенсус, а попытка каждому выделить свое пространство.

Впрочем, для гостей города такой подход может показаться неконкретностью и даже игнорированием, которое сопровождается приветливым отношением и вежливостью. Кстати, эти качества вятских жителей среди тысяч постов в социальных сетях о Кирове встречаются чуть ли не чаще всего, как выяснили социологи.