ФСБ увеличила исковые требования к "Туполеву" до 1,2 миллиарда по спору о самолете для первых лиц
Юристы авиапредприятия добились того, чтобы дело рассматривалось в закрытом режиме
Федеральная служба безопасности России (ФСБ) увеличила свои исковые требования к ПАО "Туполев", входящему в Объединенную авиастроительную корпорацию "Ростеха", — как выяснило "Реальное время", с 799 миллионов рублей до 1,2 миллиарда рублей. Предмет спора — самолет Ту-214, который должны были изготовить для нужд ФСБ. Юристы "Туполева" перевели дело в закрытый режим из-за содержания в деле гостайны, несмотря на протесты силовиков. Почему изменились требования ФСБ и что собой представляет спецборт для главы ведомства Александра Бортникова — в материале издания.
Требования выросли более чем на 420 миллионов рублей — с учетом перерасчета по изменившейся ключевой ставке
Первое свое исковое заявление против ПАО "Туполев" ФСБ направила еще в июле этого года. Заседание между сторонами было назначено на 5 октября, но потом перенесено на 10 октября. Как говорится в материалах дела Арбитражного суда Москвы, ФСБ России заключила госконтракт с предприятием в 2018 году. Компания должна была поставить силовикам спецборт Ту-214, но сорвала заказ. Именно этот самолет и стал предметом спора.
Сначала ФСБ хотела получить с компании 799 миллионов рублей, но на последнем заседании исковые требования возросли до 1,2 миллиарда рублей. В ведомстве указали, что такое решение было принято c учетом перерасчета по изменившейся ключевой ставке.
На заседании представители ПАО "Туполев" направили в адрес суда ходатайство о том, чтобы проводить его в закрытом режиме: так как предметом спорного контракта были изготовление и поставка самолета марки Ту-214 в специальном варианте для нужд ФСБ России, а в рамках рассмотрения дела будут исследоваться техническое задание и дополнения к нему на изготовление этого воздушного судна, а также переписка между сторонами.
Как говорится в судебных актах, указанные документы будут раскрывать тактико-технические характеристики изготавливаемого самолета, стоимость работ, сроки исполнения обязательств по контракту и т. д. По мнению юристов компании, проведение дела в закрытом режиме позволит избежать раскрытия информации ограниченного доступа посредством опубликования принятого судебного акта в картотеке арбитражных дел.
Представители ФСБ с таким ходатайством не согласились, ссылаясь на то, что рассматриваемые в настоящем деле документы не имеют грифа "Секретно". Однако же суд эти аргументы не удовлетворил, встав на сторону ПАО "Туполев". Новое разбирательство между сторонами назначено на 12 декабря.
"В нем может летать и первое, и второе, и третье лицо ФСБ России"
Как рассказывало "Реальное время" год назад, стартовым заказчиком программы строительства первых десяти пассажирских самолетов Ту-214 на Казанском авиазаводе оказались силовые структуры Федеральной службы безопасности России. Первый серийный самолет Ту-214 по новой программе, который Казань строит "с нуля", законтрактован управлением авиации ФСБ. Строится машина по отдельной программе для специальной авиации, ведь предприятие является основой дивизиона стратегической авиации ОАК. Поставки Ту-214 для нужд силовиков связаны с выполнением государственных задач по обеспечению безопасности страны.
Источники издания говорили, что первый Ту-214 будет собран в комплектации VIP-салона, в нем будет небольшое количество кресел (для понимания: стандартный салон узкофюзеляжного самолета Ту-204 рассчитан почти на 200 посадочных мест). Освободившееся в салоне пространство займут различные технические средства связи, в первую очередь специальные. Собеседники издания утверждают, что первый борт строится для решения особых задач управления авиации ФСБ.
— В нем может летать и первое, и второе, и третье лицо ФСБ России, — уклончиво ответил представитель ПАО "Туполев" на вопрос "Реального времени" о том, строится ли борт для главы ФСБ России Александра Бортникова. — Это будет как пассажирский VIP, но это точно не для главы государства.
В июле прошлого года Казанский авиационный завод — филиал ПАО "Туполев" уже сдал один Ту-214 для авиации ФСБ России. Добавим, что реализация программы спецборта находится под особым контролем главы ОАК Юрия Слюсаря, который чуть ли не ежемесячно проводит совещания по теме строительства самолета и раз в три недели сам прилетает в Казань.
Сейчас на вооружении авиационных отрядов ФСБ находятся преимущественно маневренные вертолеты, которые могут приземляться в любой местности. В отличие от них, среднемагистральные самолеты требуют для посадки аэродром с хорошим покрытием. Поэтому основу авиапарка составляют неприхотливые советские вертолеты Ми-8, а также казанские легкие "Ансаты" и башкирский Ка-226. Из самолетов — легкий "Финист", который собирается в Смоленске.
Два года назад "Туполев" отбивался от исков Минобороны на 5,5 миллиарда рублей
Кроме судебных разбирательств с ФСБ, у "Туполева" были судебные споры и с Минобороны России. В 2021 году они судились за 5,5 миллиарда рублей. Предметом иска также было нарушение сроков выполнения работ по госконтракту от 26 декабря 2016 года. Как следует из ежеквартальной отчетности, речь может идти о нарушении сроков выполнения составной части опытно-конструкторских работ (СЧ ОКР) под шифром "70М 506". Как пишет "Интерфакс", эти работы связаны с сопряжением новой ракеты (изделие 506) и глубоко модернизированного стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160М (изделие 70М), который строится на Казанском авиазаводе.
Позже Арбитражный суд Москвы удовлетворил требования военного ведомства. Но лишь частично. Но так как дело проходило тоже в закрытом режиме, то сумма, которую отсудило Минобороны, не указывается.
Подписывайтесь на telegram-канал, группу "ВКонтакте" и страницу в "Одноклассниках" "Реального времени". Ежедневные видео на RUTUBE, "Дзене" и youtube-каналах "Спорт", "Общество и культура", "Бизнес и технологии".