Войти в почту

На Урале создали аудиоспектакль, посвященный поселку Сокол в атомном Снежинске

Еще пару лет назад крохотный поселок Сокол, расположенный на берегу прекрасного озера Сунгуль, был малоизвестен широкой публике, поскольку является частью ЗАТО Снежинск. Посторонние могут попасть на закрытую территорию только по специальному разрешению. А нынче в дорожном тупике возле руин бывшего КПП с тревожной надписью "Радиоактивность" на проржавевшем желтом треугольнике вдруг начали вереницей парковаться огромные туристические автобусы из Екатеринбурга и Челябинска, и гости, вдоволь попозировав на фоне пары меланхоличных буренок, отправлялись по узким дорожкам и заросшим тропинкам на встречу с современным искусством.

На Урале создали аудиоспектакль, посвященный поселку Сокол в атомном Снежинске
© Российская Газета

Все дело в том, что Сокол и близлежащий Кыштым в 2021 году стали резиденциями VI Уральской индустриальной биеннале. Замысел был такой: художники приезжают в город, изучают его историю, общаются с местными жителями, проникаются настроением сегодняшнего дня и создают некий арт-объект - результат осмысления полученной информации. Благодаря московскому художнику Павлу Отдельнову о поселке узнал без преувеличения весь мир.

Из пожарных в экскурсоводы

А предыстория такова. Житель Снежинска Алексей Липатников в 2008 году вышел на пенсию. Работал он в пожарной охране, поэтому у новоиспеченного 42-летнего пенсионера планы на будущее были неопределенными. Вместе с другом они купили заброшенное здание общежития в Соколе, где проводили квесты для пацанов и взрослых дяденек, не наигравшихся в войнушку.

- Люди все чаще спрашивали: а что здесь было раньше? - вспоминает Алексей. - Я принялся изучать, рассказывать. Тут мне и говорят: да ну ее, войнушку, давай экскурсию.

Рассказывать действительно есть о чем. До войны на территории поселка построили санаторий НКВД, в Великую Отечественную развернули госпиталь. А в 1947-м Сталин подписал указ, в котором обозначил задачи нового секретного объекта радиологической лаборатории "Б", и Сокол превратился в Площадку-21, где ученые занимались изучением способов защиты от радиации и лечения лучевой болезни. Главная цель состояла в том, чтобы выяснить, как радиация действует на живые организмы, в том числе человека. А в 1957 году на расположенном рядом химкомбинате "Маяк" произошла страшная техногенная авария, лаборатория закрылась, поселок Сокол почти вымер…

Алексею Липатникову пришла идея разместить на площадке когда-то секретной лаборатории арт-объекты. Фото: Марина Порошина

В поисках решения финансовых проблем Липатников однажды попал на выставку Уральской индустриальной биеннале. Нет, ему лично современное искусство не зашло, но практика арт-резиденций показалась интересной.

- Обратился к художникам: придумайте что-нибудь, ко мне люди приедут, я на них денег заработаю, - смеется, вспоминая, Алексей. - Вот и появился Павел Отдельнов, хотел два-три объекта быстренько сделать и уехать.

В результате "сделал" 21 комнату в том самом здании бывшего общежития ученых, разместив в нем немногословную, аскетичную и потрясающе выразительную экспозицию "Звенящий след" (отсылка к счетчику Гейгера). Работа заняла почти год. Каждый зал - отдельная глава героической и страшной истории.

- Это место позволяет ее полностью прочувствовать: ученые, жившие тут, - свидетели и участники Уральского атомного проекта, - отмечает художник. - Последствия ужасные, но мы не старались нагнетать мрачную атмосферу.

Проект "Звенящий след" признан искусствоведами одним из лучших и самых важных в России, а Алексей Липатников теперь - сертифицированный экскурсовод, настоящий "гений места". По его словам, в прошлом году Сокол посетило четыре тысячи человек. В организации экскурсий ему помогает вся семья.

Память о прошлом

В 2023 году Сокол вышел на новый этап, получив статус арт-кластера, где трудится несколько проектных команд, на воплощение своих идей они выигрывают гранты различного уровня. В сентябре, например, весь Сокол стал декорациями для необычной театральной постановки.

Драматург Ирина Васьковская, режиссер Дмитрий Зимин и актеры Свердловского театра драмы создали аудиоспектакль, посвященный судьбе поселка, советскому атомному проекту. За основу взяли книгу воспоминаний Аргенты Титляновой "Рассыпанные страницы". Аргента работала в Соколе с выдающимися учеными того времени: профессором Сергеем Вознесенским и Николаем Тимофеевым-Ресовским. Зрителям спектакля "Сунгуль: память о прошлом" предлагают надеть наушники и перемещаться по территории поселка согласно точкам, обозначенным на карте: берег озера, КПП, бывшая гостиница, Дом культуры, комнаты общежития. В каждой точке их ждет рассказ о событиях тех лет: шумные застолья, любовные романы, смертельно опасные эксперименты, жестокие реалии и романтические мечты. Интересно, что получившая в юности огромную дозу облучения Аргента Титлянова недавно отметила 94-летие в окружении детей и внуков и в личном общении с режиссером Дмитрием Зиминым помогала выстроить канву повествования.

Рабочий с "дразнилкой"

В Кыштыме, еще одной резиденции биеннале, история с современным искусством получилась неоднозначная. Скульптуру, подаренную автором городу в 2021 году, жители не полюбили настолько, что попросили ее передать кому-нибудь другому. Ну вот как-то не впечатлил их стоящий в водах реки Кыштымки "рабочий, выполненный в духе пластики советского авангарда, мощный и стилизованный" с пятиметровым бревном-"дразнилкой" в руках (все по старинной технологии запуска медеплавильной печи). Людям пошли навстречу, Липатников с удовольствием приютил "мужика с дразнилкой" у себя в Соколе.

Зашли с другой стороны: открыли в Кыштыме Молодежную школу паблик-арта. Вместе с тьюторами из Екатеринбурга и Перми учащиеся школы создали девять временных арт-объектов и после обсуждения с общественностью включили их в авторский маршрут. Теперь по Кыштыму снуют толпы туристов - фанатов современного искусства, которых горожане провожают заинтересованными взглядами… Русло речки обещают почистить, а там, возможно, и рабочего вернут на место - теперь кыштымцы в современном искусстве разбираются куда лучше.

Проводить экскурсии Алексею помогает дочь Любовь. Фото: Марат Гиндуллин