Войти в почту

Культовая архитектура Крымского ханства

Из истории крымских татар, династии Гераев и потомков Джучидов

Культовая архитектура Крымского ханства
© Реальное время

Одним из крупнейших государств, наследников Золотой Орды, было Крымское ханство — часть большого этнокультурного пространства на обширном участке Евразии. Ханы из крымской династии Гераев являлись потомками Джучидов, поэтому их представители правили в Казанском и Астраханском ханствах. Институт истории им. Марджани выпустил новое издание пятитомника "История крымских татар". Третий том посвящен одному из ключевых исторических этапов развития этого народа — периоду Крымского ханства (XV—XVIII вв.). Полных и завершенных исследований по крымским татарам до сих пор не было, новая книга татарстанских авторов заполняет некоторые пробелы в истории этого тюркского народа.

14.4 Культовая архитектура Крымского ханства

Э.Д. Зиливинская

Архитектурные памятники периода Крымского ханства привлекали внимание исследователей достаточно давно. Главным источником для изучения различных сторон жизни этого периода являются записки Эвлии Челеби, который в 1666—1667 гг. путешествовал по землям Крымского ханства и Кефинского эялета и оставил подробное описание своей поездки. В записках путешественника упоминаются многочисленные мечети и прочие святые места, он приводит все надписи (тарихи) на стенах мечетей, но сведения об архитектуре в них крайне скудны. Восполнить этот пробел отчасти помогают заметки авторов XVIII—XIX вв., таких как П.С. Паллас, П.И. Сумароков, А.Н. Демидов, Ф. де Миранда, Дюбуа де Монпере и др.

Важное значение имела организация экспедиции по изучению культуры крымских татар в 20-х гг. XX в. Ее руководители И.Н. Бороздин и А.С. Башкиров, участники У.А. Боданинский, О. Акчокраклы, Н.Л. Эрнст, а также архитектор Б.Н. Засыпкин собрали огромный, поистине бесценный материал, большая часть которого лишь сейчас вводится в научный оборот. До настоящего времени является актуальной статья Б.Н. Засыпкина "Памятники архитектуры крымских татар", написанная по результатам экспедиции и ставшая классической. После этого долгие годы к этой теме никто не обращался. Только в конце XX — начале XXI вв. стали появляться работы, в которых авторы пытались собрать воедино и охарактеризовать мусульманские памятники Крыма. Некоторые книги посвящены истории и культуре отдельных городов, например, Евпатории, Феодосии, Бахчисарая. Ряд исследователей активно и углубленно занимается изучением конкретных памятников или групп памятников. Среди них следует упомянуть С.Г. Бочарова, В.П. Кирилко, Э.Э. Османова, Э.И. Сейдалиева.

На основе этих работ и опубликованных архивных материалов можно попытаться сделать обзор культовых архитектурных памятников периода Крымского ханства и проанализировать их архитектурные особенности.

Мечети

Во всех мусульманских странах городской доминантой являлась большая пятничная мечеть, видная издалека благодаря устремленной ввысь вертикали минарета. Именно мечетям прежде всего уделяют внимание в своих записках путешественники при описании городов стран Ислама. Главным источником, в котором упоминаются самые различные стороны жизни Крымского ханства, была и остается "Книга путешествия" Эвлии Челеби. В ней автор пишет о том, что "на Крымском острове находится всего двадцать одна тысяча соборных и квартальных мечетей". Несомненно, эта цифра довольно фантастична, однако она свидетельствует о том, что мечетей в Крыму было очень много. В большинстве небольших селений, в которых проживали крымские татары, было как минимум по одной мечети, а в городах возводились как Джума мечети (пятничные, соборные), так и небольшие квартальные месджиты.

В работах, посвященных архитектуре крымских мечетей, встречается утверждение, что сначала существовали мечети базиличной планировки, а затем стали строиться купольные мечети. Идея эта исходит от О. Шуази, на которого ссылается Б.Н. Засыпкин. Однако далее Б.Н. Засыпкин отмечает, что в разных мусульманских странах существовали различные формы культовых сооружений, и, в частности, в Средней Азии строились купольные мечети, а базиличная планировка для этого региона нехарактерна. Ко времени позднего средневековья достаточно четко выявились регионы со своими строительными традициями и сложившимися типами планировки. Что касается Крыма, то его мусульманская архитектура всегда находилась под значительным влиянием Малой Азии. Если обратиться к более раннему, золотоордынскому периоду, то в это время в Крыму известны как мечети в виде базилик, так и небольшие купольные. К мечетям базиличной планировки относятся мечети "Узбека" и "Бейбарса" в Солхате, а также мечеть на Чуфут-Кале. Все они представляют собой прямоугольные в плане здания, разделенные на три нефа двумя рядами колонн (рис. 1.1-3). В угол зданий с северной стороны встроен цоколь минарета. В мечетях Солхата вход в здание находился в северной стене, на Чуфут-Кале он был сделан в северной части западной стены. Входы были оформлены порталами. В мечети на Чуфут-Кале, возможно, имелся небольшой купол.

Мечети базиличной планировки возникают в Малой Азии уже в XII в. В качестве примеров можно привести Улу-Джами и Гюлюк-Джами в Кайсери, Улу-Джами в Эрзеруме. Этот тип планировки получает свое развитие в XIII в. В государстве сельджуков Рума, где создаются такие образцы сельджукской архитектуры, как Улу-Джами в Кайсери 1140 г, Ала Алаеддин-Джами в Нигде 1223 г., Улу-Джами в Дивриги 1228-29 гг., Улу-Джами в Малатье 1224 г., Хванд-Хатун-Джами в Кайсери 1238 г. (рис. 1. 4-6) и др. В это время вырабатывается модель официальной сельджукской мечети, отличительными чертами которой являются продольно-базиликальная планировка; акцентирование квадратной в плане михрабной ячейки и перекрытие ее куполом; наличие внутри здания небольшого внутреннего двора или — чаще — открытой световой ячейки в центре интерьера; оформление входа выступающим "сельджукским" порталом. Крымские базиличные мечети имеют более простую планировку: в них отсутствуют купол над михрабной ячейкой и световой проем, но в основе лежит план именно "сельджукской мечети". Такие культовые здания также известны и в Малой Азии, например, Хан-Джами в Кайсери XIII в. (рис. 1.7). К золотоордынскому периоду относятся и две купольные мечети в Крыму. Это Куршун-Джами в Солхате (рис. 2.1-2) и мечеть в Судакской крепости. Планировка их сходна: они состоят из двух помещений — квадратного молельного зала с михрабом, перекрытого куполом на пирамидальных парусах, и северного прямоугольного помещения с перекрытием в виде трех полукруглых в сечении сводов. В Судакской мечети к восточной стене примыкала аркада, состоящая из трех арок. Оба здания имели минареты, встроенные в угол с северной стороны.

Как указывают исследователи, "композиция из квадратного зала, перекрытого куполом на тромпах или даже "турецких треугольниках", и сводчатого портика в антах была типичной для сельджукских квартальных мечетей — месджитов". А. Куран относит эти здания к группе single unit mosque. О. Асланапа пишет, что в Конье до наших дней сохранилось несколько сельджукских однокупольных мечетей. Большинство из них имеют вестибюль, перекрытый сводами или плоской крышей, который может быть в виде открытого портика или закрытого помещения с дверями и окнами в фасадной стене. Эти вестибюли являются прототипами портиков подобных мечетей XIV в. В качестве примеров зданий с закрытым вестибюлем можно привести Бешаребек месджит (1213 г.), Эрдемшах-месджит (1220 г.), Каратай-месджит (1248 г.) и Таш-месджит или Ходжи Феррух (1248 г.), Ходжа Хасан (XIII в.). В Сирчалы-маджиде, относящейся ко второй четверти XIII века, перед входом сделан портик с тремя арками. За пределами Коньи известны другие сельджукские мечети, например, Феррух-Шах (XIII в.) и Гюдюк минаре месджит в Ахшехире (1226 г.), Аладже-месджит (1279 г.) в Харпуте (рис. 2. 3-6).

Архитектура Крыма XVI—XVIII вв. продолжала традиции предыдущего периода и также была тесно связана с Турцией, что вполне естественно, так как Крымское ханство находилось в зависимости от Османской империи. Зодчие Османской Турции создали новые и очень яркие образцы культовых построек, вершиной которых является зально-купольная мечеть с большим двором, окруженным галереей. Наивысшего расцвета тип "большой османской мечети" достиг в работах архитектора Синана и его последователей. Эти постройки являются символом "великолепного века" Османского государства и вплоть до современности служат образцом при возведении новых культовых сооружений не только в Турции, но и во многих других странах.

Крымское ханство являлось для Стамбула далекой провинцией, и здесь не строились столь же пышные и монументальные здания, но тем не менее до Крыма также доходили новые веяния и достижения турецкой архитектуры. Свидетельством чего, в частности, является тот факт, что в Кафе и Гёзлеве некоторые здания были построены под руководством великого Синана.

К сожалению, до нашего времени дошли лишь единичные мечети эпохи Крымского ханства. Еще некоторое количество известно по фотографиям, рисункам и описаниям прошлых лет и веков. Тем не менее, несмотря на фрагментарность наших знаний, можно попытаться проанализировать архитектурные особенности мечетей этого периода. Здания можно разделить на две большие группы. Это купольные мечети и мечети с плоским стропильным перекрытием.

Купольные мечети

Однокупольные и односекционные мечети

Они имели простую планировку и состояли из одного объема, перекрытого куполом. Простейшим вариантом такой планировки является не сохранившаяся ныне мечеть в селении Карагёз Феодосийского района. Мечеть известна по рисункам Дюбуа де Монпере, В. Руссена, К. Богаевского и неизвестного художника, по фотографиям, хранящимся в архивах Феодосийского и Бахчисарайского музеев, а также в отделе письменных источников ГИМ. Также в фондах БИКАМЗ имеется ее план, снятый в 20-е гг. XX в. под руководством Б.Н. Засыпкина. В 20-е гг. XX в. мечеть еще стояла, и Б.Н. Засыпкин дал ее краткое описание: "План в виде правильного квадрата перекрыт куполом на сферических парусах. Общий вид: кубическая форма, переходящая в восьмигранный барабан, который в настоящее время сверху перекрыт шатровой черепичной кровлей. К сев.-вост. углу примыкает минарет, в настоящее время внутри пустой, так как бывшая здесь деревянная лестница выгорела. Северная стена мечети вывалилась и требует срочного укрепления. Внутри мечеть декоративных отделок не сохранила. Михраб представляет из себя гладкую полукруглую нишу, увенчанную коническим полукуполом". Исследователь указывал также на то, что эта мечеть не имеет сходства с мечетью в Судаке. Используя сохранившиеся изображения, можно дополнить описание Б.Н. Засыпкина.

Стены постройки сложены из необработанных камней, но важные конструктивные узлы, такие как углы стен и края дверных проемов, оформлены обработанными квадрами. В основании здания лежит квадрат со стороной 12,5 м; его перекрывает купол диаметром 10,5 м (рис. 3.3). Снаружи кубический объем переходит в барабан путем срезания углов, при этом северная, южная, восточная и западная стороны барабана являются продолжением кладки стен нижнего яруса и находятся с ними в одной плоскости. На углах куба образуются уступы, перекрытые невысокими двускатными черепичными крышами. Барабан венчает уплощенный восьмигранный шатер, крытый черепицей.

В описании Б.Н. Засыпкина содержится ошибка: минарет пристроен не к северо-восточному, а к северо-западному углу, что явствует из плана (рис. 3.3). Зарисовка Дюбуа де Монпере 1832 г. (рис. 3.1) совершенно очевидно изображает северный фасад здания, и на ней минарет также стоит у северо-западного угла. С северной стороны мечеть имеет три проема. По центру находится входной проем с полукруглым арочным завершением. Над ним видно прямоугольное углубление в стене, в которой, вероятно, находился тарих. С двух сторон находятся два проема прямоугольной формы, скорее всего, это низко расположенные окна. Над ними — два окна полуциркульного очертания, которые выглядят заложенными, и круглое окно по центру.

Исходя из этого на рисунке В. Руссена и фотографии из Феодосийского музея (рис. 3.2, 3.5) здание изображено с северо-восточной стороны, остальные изображения показывают его с юго-запада. Таким образом, мы можем видеть все четыре фасада постройки. Так как они сделаны в разное время, можно также проследить перестройки, которым подвергалось здание.

На рисунке В. Руссена 1843 г. (рис. 3.2) восточная стена почему-то гладкая с одним круглым окном в верхней части, хотя на рисунке Монпере на ней видны окна и двери. Примерно по центру северной стены находится входной проем с завершением в виде полукруглой арки. Вход в минарет расположен с восточной стороны цоколя, и снаружи к нему примыкает небольшая пристройка. Ту же картину можно видеть на фотографии начала XX в. (рис. 3.5), но в это время уже не было пристройки к входу в минарет. На фотографии 1925 г. (рис. 3.6) в южной стене находятся два прямоугольных оконных проема, что соответствует изображению Монпере, но не совпадает с рисунком В. Руссена. Также, если приглядеться, то прямо над ними в стене видны следы заложенных окон со стрельчатым арочным завершением.

Акварель К. Богаевского (рис. 3.4) и фотография 1927 г. показывают, что аналогичная картина наблюдается на южном и западном фасадах здания: здесь видны по два прямоугольных проема с каждой стороны и над ними заложенные арочные окна. Об интерьере мечети в Карагёзе по единственной сохранившейся фотографии сказать нечего, можно лишь отметить, что паруса, поддерживающие купол, начинались достаточно низко — на уровне около 1 м от пола. Если использовать в качестве масштаба человеческие фигуры можно весьма приблизительно вычислить высоту здания. Она составляет около 11—12 м.

Минарет мечети в селе Карагёз имеет достаточно стандартную трехчастную форму. Квадратный в плане цоколь высокий, он доходит до верхнего уровня окон мечети. Цоколь переходит в ствол при помощи четырехгранной усеченной пирамиды, причем каждая грань ее расчленена на четыре ребра треугольной формы. В верхней части пирамиды сделан слегка выступающий карниз. Ствол минарета граненый, скорее всего, восьмигранный. В верхней части находится балкончик-шерефе, поддерживаемый сталактитовым поясом. Крыша коническая, как у большинства малоазийских минаретов.

Дата возведения мечети неизвестна. В публикации она датируется XV в. со знаком вопроса. Однако архитектоника ее свидетельствует, скорее, о том, что она построена в период расцвета Крымского ханства. Условно ее можно датировать XVI—XVIII вв.

Точно такую же структуру имели несохранившиеся купольные мечети, известные по фотографиям (рис. 4.1-3). Это постройки в селениях Корулу-Кипчак, Каймак Евпаторийского района, Суин-Эли Ленинского района. Мечеть в Каймаке имела пристройку, но основное здание представляло собой куб, переходящий в восьмигранник путем срезания углов. На двух видах Феодосии, выполненных К.Ф. Кюгельхеном, видна мечеть Кишла-Джами такой же архитектоники (рис. 4.4-5). С 1811 по 1871 гг. в этом здании располагался Феодосийский музей древностей. Уже в виде музея она была зарисована Дюбуа де Монпере (рис. 4.6). Мечеть имела один вход с северной стороны. Окна располагались в два яруса: нижние были прямоугольной формы, верхние — арочные. На рисунках Кюгельхена у северо-восточного угла мечети изображен минарет с граненым стволом, шерефе и граненой башенкой с шатровой крышей, увенчанной алемом. По мнению С.Г. Бочарова здание имело размеры 8,5 х 8,5 м, а прямоугольный цоколь минарета — 2,4 х 2,2 м. Другой вариант пространственного оформления однокупольной мечети — это когда диаметр барабана купола меньше размеров кубического основания, и барабан как бы поставлен на него сверху. Типичным примером такой архитектурной формы является постройка в селении Колеч-Мечеть (Новопокровка) недалеко от Феодосии. Эту мечеть упоминает в своих записках Эвлия Челеби. Он описывает деревню Коледж, или Колеч, следующим образом: "Там двести татарских домов, соборная мечеть с высоким куполом и каменным минаретом, баня и строения, крытые свинцом". В настоящее время мечеть не сохранилась и известна только по фотографиям 20-х гг. XX в., описанию Б.Н. Засыпкина и плану, составленному архитектором.

Стены здания сложены из хорошо обработанных каменных блоков. Здание квадратное в плане со сторонами примерно 14,2 х 14,2 м (рис. 5.1). На нижний кубический объем поставлена высокая восьмигранная призма, которую венчает уплощенный восьмигранный шатровый купол (рис. 5.2-6). Купол был выстлан каменными плитами, в зените его находилось навершие (кубба) из двух шаров, насаженных на стержень. Во всех четырех стенах сделаны окна, расположенные в два яруса. Нижние окна прямоугольной формы расположены низко, почти на уровне земли. Снаружи оконные проемы обрамлены узким выступающим бордюром, который образует над ними стрельчатую арку. Люнеты над окнами украшены резьбой. Окна второго яруса расположены высоко, почти под крышей. Два окна имеют стрельчатую форму, между ними расположено круглое. Вход в мечеть находился с северной стороны и был украшен резьбой (рис. 6.1). Сведения о нем сохранились в описании Б.Н. Засыпкина: "Дверной пролет перекрыт мусульманской перемычкой (плоской аркой. — Э. 3.), расположенной в нише, верх которой увенчивается ячеистым полукуполом с арабесками. Тимпан был заполнен растительным орнаментом и заключается в прямоугольную раму из растительного орнамента". Следует добавить, что над дверным проемом и ячеистой конхой находилось прямоугольное углубление, в котором, вероятно, находился тарих. Это декоративное оформление напоминает вход в мечеть "Узбека" в Солхате (рис. 6.3).

Несколько позже с северной стороны к мечети была сделана пристройка. Она была прямоугольной в плане и закрывала нижнюю часть северной стены вплоть до окон верхнего яруса. Пристройка была разделена на три части двумя поперечными арками. Средняя часть, в которой находился проход в основное здание мечети перекрыта коробовым сводом. Боковые части имели купола. Вход в пристройку оформлен широкой аркой с полуциркульным завершением. В западной боковой секции был устроен дополнительный михраб, из восточной секции можно было попасть в минарет.

Основное помещение мечети перекрывалось куполом на парусах (рис. 5.6). В южной стене находилась ниша михраба, существенно углубленная в стену, для укрепления которой снаружи был сделан контрфорс (рис. 5.5). Сама ниша невысокая, со стрельчатым завершением. Снаружи ее обрамляла вторая ниша большего размера и с богатой резьбой (рис. 6.2). Ее подробно описал Б.Н. Засыпкин: "Большая венчается ячеистым полукуполом (треугольной формы, — Э. 3.), но традиционные трехчетвертные колонки отсутствуют. Над тимпаном помещается в окаймлении прямоугольной рамки трехчастная геометрическая композиция из плетенки, в своих мотивах имеющей [сходство] с сельджукскими арабесками, тимпан заполнен растительным орнаментом. С двух сторон от ниши тимпана имеются две вертикальные полосы-пилястры, геометрический орнамент которых составлен из сочетания пятиконечных звезд, восьмигранников и шестигранников. Полученный таким образом прямоугольник окаймляется широким бордюром из четырех основных полос: три из них растительного характера, самая широкая из них имеет ту интересную геометрическую бесконечно повторяющуюся плетенку, которую мы видели над тимпаном". Структура и декоративная резьба михраба также аналогична оформлению михраба в мечети "Узбека" (рис. 6.4).

Таким образом, судя по описаниям и имеющейся фотографии, декор михраба и входа мечети Колеч по стилю ближе к сельджукскому зодчеству, в то время как сама мечеть являет собой типичный образец османского купольного храма простейшей конструкции. То есть либо она была построена достаточно рано, когда в Крыму было еще сильно сельджукское влияние, либо здесь мы имеем дело со сполиями, и резные детали были взяты из более ранней постройки.

Минарет мечети Колеч абсолютно типичен для османского зодчества. Высокий, квадратный в плане цоколь при помощи четырех скошенных граней переходит в восьмигранник, который отделен от основного ствола узким карнизом. Ствол минарета граненый, в верхней части его находится балкончик-шерефе, поддерживаемый тремя сталактитовыми поясами. Купол высокий, конический, увенчанный пирамидкой из трех металлических шариков с полумесяцем на конце. Датируется мечеть условно XVII в.

Продолжение следует...