Постиндустриализация, мобильное озеленение и красный кирпич: как формируются новые креативные пространства Москвы
В конце XIX — начале XX века в стране произошла промышленная революция. Ее референсы до сих пор встречаются на современной карте России в виде промзон, расположенных в центральных районах крупных городов. В Москве часть из них уже превращена в креативные кластеры. Михаил Ломтадзе, генеральный директор компании «БКЛ Недвижимость», рассказывает, как происходил процесс джентрификации и о перспективах дальнейшего развития креативных кластеров столицы.
Джентрификация промышленных районов уже почти 20 лет является одним из ключевых направлений политики устойчивого развития мегаполисов. Перенос производств за пределы города, оптимизация технологических процессов, увеличение стоимости городской земли и, как следствие, производственных площадей привели к образованию внутри агломераций огромных пустот в виде полуразрушенных и заброшенных постиндустриальных территорий. Они создают риски для горожан, ухудшая социальный фон и экологию района.
Но современный урбанистический вектор меняется: за 30 лет мировая экологическая повестка качнула маятник в сторону ответственного потребления. За это время произошли изменения и в нормативах производств — многие из них были признаны вредными, и их работа в пределах города запрещена.
Тенденция редевелопмента промзон в немалой степени затронула и нашу страну, в частности Москву. «Винзавод», «Флакон», «Красная роза», «Рассвет» — бывшие промышленные территории становятся креативными пространствами, привлекая в качестве арендаторов представителей арт-индустрий. Появление новых формаций делает разнообразной культурную жизнь горожан, привлекая новые инвестиции и качественно меняя состав бывших маргинальных районов. Но развитие подобных территорий позволяет сохранять и историческое лицо столицы — горожане могут своими глазами увидеть и ощутить течение времени.
Редевелопмент подобных пространств становится логичным этапом ревитализации промзон. Для реализации проектов идеально подходит формат лофта — именно это направление может объединить разрозненные постройки. К тому же концепция позволяет работать с каждым зданием отдельно, чтобы определить его архитектурную значимость и придать новый облик, сохранив при этом исторические особенности.
Многие промплощадки не только подключены к инженерным и транспортным сетям, они обладают уникальным культурным потенциалом – историческими памятниками. На их территории находятся прекрасно спроектированные образцы краснокирпичной промышленной архитектуры XIX века, ведь возведением комплексов занимались, как правило, профессиональные градостроители.
Так, для старейшей российской фармацевтической фабрики «Мосхимфармпрепараты» им. Н. А. Семашко, чья территория долгое время была заброшена, в 2023 году наступила новая эра. Первое отечественное производство лекарственных и косметических средств находилось на улице Сергия Радонежского. Здания возводились постепенно, с 1875 по 1980 год, и все они имеют разное архитектурное значение. Fee-девелопер проекта «БКЛ Недвижимость» максимально сохранил исторические фасады и кирпичную кладку внутренних пространств, характерную для архитектуры XIX века. Проект получил название P.A.N.G.A.E.A.
Но объектами редевелопмента часто становятся не только строения — необходимо придумывать новые смыслы и для участка земли, создавать сценарии передвижения по территории для получения единого общественного хаба. В случае с бывшей фармацевтической фабрикой навигация в лофт-квартале определяется терракотовым кирпичом.
Комфортная городская среда — это создание условий не только для работы. В едином кластере объединяются магазины и мастерские, лектории, студии, спортивные площадки, места для прогулок, пробежек и других занятий на свежем воздухе. Признак здоровой экосистемы – жизнь, которая не заканчивается после рабочего дня. Подобные рекреации притягивают людей из других кварталов.
Но экосреда — это еще и формирование ландшафтной архитектуры. Ревитализация промышленных территорий предполагает озеленение, в том числе мобильное — например, деревья в кадках, и создание общественных пространств для проведения мероприятий.
Процесс джентрификации постиндустриальных пространств продолжается. Его движущей силой является творчески ориентированные предприниматели, которые легко подхватывают новые идеи, ценят историчность в архитектуре и сами охотно создают новую историю, вписываясь в небольшие бизнес- и арт-проекты и поддерживая концепцию ответственного потребления.
Не просто модное слово. Как инклюзивность делает города удобными для всех
Елена Кабешева: «Формула идеальной набережной выводится с помощью социологии»
Не просто модное слово. Как инклюзивность делает города удобными для всех
Подписывайтесь на наш Дзен-канал МИР КВАРТИР, чтобы не пропустить важное в недвижимости