Актриса курского драмтеатра им.Пушкина Мария Нестерова: «Ставить точку нельзя»
В начале сентября яркая, многогранная актриса Мария Нестерова отметила день рождения. Чествование именинницы состоится 15 октября на Большой сцене, в этот день будет показан спектакль "Восемь любящих женщин". Накануне спектакля в интервью Мария рассказала о своём творческом пути, авторском проекте, роли педагога, новых ролях, поделилась воспоминаниями. - Вы росли в творческой семье. Как это влияло на ваши детские мечты о карьере? - Не могу сказать, что это повлияло на мою профессию. Я росла в театре, в два месяца уже летала на гастроли в Кишинёв с мамой, наблюдала за работой отца, за закулисными муками творчества. Но у них сложилась своя жизнь, а у меня своя. Родители грамотно сориентировали меня на переводческое дело, отправили учиться на иняз. Я свято верила, что моё место там, учила французский. Жизнь с творческими родителями не склонила к выбору похожей карьеры, а, скорее, повлияла на моё мировоззрение, на мою образованность. Папа всю жизнь совершенствовал свои знания, постоянно читал, прекрасно знал историю, многое он передал мне. - Ваше знакомство с театром произошло в раннем детстве. Как менялось с годами представление о нём? - С одной стороны, театр сильно изменился как явление. Он идёт в ногу со временем, и это естественно. Сейчас мы уже не можем позволить себе играть, как когда-то играли артисты в 30-ых. Зритель даже смотреть не станет. Но с другой стороны, во мне заложено фундаментальное знание о том, каким театр должен быть, его основа, этика, организм. Поэтому меня очень трудно сбить с толку. Я твёрдо знаю, что хочу видеть в любом театре. Это иммунитет к пошлости, к чистой коммерции. Все мы зарабатываем деньги, но при этом мы обязаны делать свой продукт качественно, так, чтобы не стыдиться. Люди должны испытывать эмоции от спектакля: смеяться, плакать, переживать. Я считаю, что основная задача театра – не скатиться до подлости и пошлости. - Вы упомянули, что учились на факультете иностранных языков, но потом, оставив это направление, поступили в театральный. Что повлияло на это решение? - Я тогда не понимала, что это серьёзный шаг. Мне было 19, и я не думала о последствиях, о том, как это повлияет на родителей, на мою жизнь. Поступила легко, спонтанно, без подготовки, с другом за компанию. Мама была космически талантлива от природы, и какой-то процент передала мне. Это и увидели, когда принимали в институт. Поступала я в тайне от семьи, никто за меня не просил, значит, действительно во мне что-то разглядели. - Часто задумываетесь, как бы сложилась жизнь, если бы не тот спонтанный шаг? - Постоянно. У меня бы была кардинально другая жизнь. Она была предопределена: я стала бы очень обеспеченным человеком, могла работать за границей, была такая возможность. В школу бы работать не пошла, это не для меня, как показала университетская практика, осталась бы переводчиком. Но я всё перечеркнула, поэтому сижу и с вами разговариваю. Я об этом не жалею. - Помните свой первый спектакль на курской сцене? - Помню. Я приехала на втором месяце беременности, но об этом никто не знал, не принято было на ранних сроках делиться подобными новостями. Повесили распределение, узнала, что мне дали главную роль в спектакле «Дверь в смежную комнату». Партнёрами для меня тогда стали хорошие актёры: Зорькин, Поплавский, Стасенко, Мордовская. Для спектакля мне надо было ходить в полуголом виде, драться, бегать на каблуках, падать. Сейчас думаю: какая же моя мама стойкая! Она знала о сроке, но ничего не сказала даже на премьере, когда я была уже на четвёртом месяце. Наверное, потому что сама актриса. Не знаю, о чём я тогда думала. - Легко ли было совмещать роль мамы с ролями на сцене? - Мне в этом отношении повезло. Папа не артист, мог вечерами помогать и сидеть с дочерью. Когда нигде оставить не получалось, мы брали её с собой в театр. Она так же, как я, сидела по цехам, по гримёркам, плакала, смеялась – росла. Было проще, потому что я родила, будучи задействованной в одном спектакле. Если бы работала уже несколько лет и была занята в репертуаре, тогда не знаю, как бы справлялась. Когда количество спектаклей увеличилось, схема была уже отработана: помогает мама; если мама занята в репетициях вместе со мной, то папа; если папа работает, то крёстная. Быстро в нашей жизни появился детский сад. Я не помню, чтобы страдала в те годы. Да, сложно, а кому было легко? Главное счастье – любимый ребёнок рядом, родители всегда на подмоге. - Были ли у вас роли на сопротивление? Что давалось тяжело? - Конечно, постоянно. Были роли, будто для меня написаны, были и на сопротивление. Когда я проработала три года в театре города Владимир, поняла, что времена меняются, и пора отходить от амплуа. Актёр должен уметь всё. С тех пор смотрю на роли иначе. Вопрос «Как я могу это сыграть-то вообще?» отпадает сам собой. Могу. Для любого образа важна работа, нужно читать, смотреть, а сегодня для изучения масса возможностей благодаря интернету. Пока гаджетов не было, я жила в читальных залах. Именно роли на сопротивление с годами я больше всего вспоминала и любила. Когда трудишься больше, тогда и любишь больше. - Расскажите о читке пьес. Как зародилась и развивалась идея проекта? Были ли сомнения о том, насколько зрителю понравится такая форма? - Сомнений не было. Когда я впервые в 2015 году узнала о читках у чешских коллег благодаря интернету, я опробовала форму на своих студентах. Поняла, что это интересно и самим читающим, и зрителю. В те годы у меня были концерты, я играла на гитаре и пела , и в одной АРТ-кафешке решила почитать пьесу. Я попросила Сергея Репина, мы отчитали и увидели заинтересованность и потрясение в глазах зрителя. Дуэтом сработали с Эдуардом Барановым – реакция та же. Стало очевидно, что идею нужно нести в театр. Я пошла к Юрию Валерьевичу, обратилась в СТД, получила добро. Первая читка была по пьесе «Женитьба Бальзаминова», обратная связь дошла до нас мгновенно, зрители звонили, писали, благодарили. С тех пор я каждый раз задумываюсь над формой, мы добавляем костюмы, музыкальное оформление, видеоряд – изюминку. Читка – моё творчество, в которое я могу привнести что-то новое. Сейчас в репертуаре две читки, но планы этим не ограничиваются. - Вы говорили, что работа в школе не для Вас, но актёрскому мастерству Вы обучаете. Вам приходилось говорить ученикам: «Это не твоё»? Было сложно? - Такие диалоги случались часто. Но подобное прямо стоит говорить тем, кто планирует профессионально развиваться в этой сфере. Если пытаться донести мысль до тех студентов, что пришли заниматься для себя, надо быть мягче, выражаться завуалированно. Люди хотят получать удовольствие на сцене в качестве хобби, значит, моя задача – дать им роль. Но иногда смотрю и понимаю: не может, не дано. Тогда сложность заключается в подборе образа, пусть второстепенного, возможно, без слов, но такого, чтобы он попал в характер, в недостатки или особенности самого актёра. Несколько раз мне приходилось поднимать тему ухода студента из группы. Были обиды. Многое зависит от характера, он проявляется в процессе. Часто человек приходит «никакой», но проделывает над собой такую работу, что вырастает на глазах. - Нередко, говоря о Вас, упоминают Вашего отца Виллена Нестерова, театрального художника. Как Вы относитесь к образу дочери своего отца, что создают коллеги и СМИ? - С годами всё реже слышу эти сравнения. Но я действительно дочь своего отца. Я не могу сказать, что он старался для моей карьеры, наоборот, настаивал на самостоятельном развитии. Всё, что я имею, я имею с одобрения родителей, но своим трудом. Единственный раз, когда они мне помогли случился при трудоустройстве посреди сезона в Курский драматический театр. Папа молчал в театре, но выговаривал мне дома. Даже с серьёзными ролями в репертуаре я слышала как похвалу, так и критику. Он был строг. Но я дочь своего отца, его копия. Год за годом смотрю в зеркало и удивляюсь: это ж папа сидит! Только горжусь этим, он великий человек. - Вы часто бываете на гастролях. Есть у курской сцены, у курской публики особенности? - Люди везде принимают и любят, раз они пришли в театр. Не по своей воле в театре оказаться сложно.Мне кажется, что посещает спектакли малая часть населения, это одни и те же лица. Замечаю, что нашему зрителю сегодня нравится всё. Аудитория одинаково воспринимает совершенно разный материал. Должно ли быть так? Сложный для меня вопрос. Однажды я играла в спектакле «Слепые» Метерлинка во Владимире. Это была премьера, и мы посчитали, что провальная. Артисты стояли на поклоне большим коллективом, включая местных звёзд, в полной тишине. Только когда мы развернулись уходить, в спину ударили овации. Выяснилось, что происходящее на сцене так впечатлило людей, что какое-то время они были в оцепенении. Это уникальная реакция потрясения до тишины, которая дорогого стоит. - Над какими образами сейчас трудитесь? - В начале сезона сыграли «Доктора философии». Я считаю, прекрасный спектакль. Добрый, умный, весёлый, без пошлости и грубости. Я «сказочная» актриса. Сейчас играю очередную мышь. Раньше была злодейкой Мышильдой в «Щелкунчике», а теперь стала аристократичной белой мышкой Виолеттой в октябрьской премьере для детей «Все мыши любят сыр». Ставит спектакль Александр Сергеевич Швачунов, работать с которым для меня – удовольствие. На репетициях царит атмосфера лёгкости, фантазии, совместного творчества. Следующая роль, которую я считаю настоящим подарком, - образ мачехи в новогоднем спектакле «Морозко», моей любимой сказке с детства. Я не могла об этой роли даже мечтать, но получила. На следующие спектакли распределения пока нет. - Процесс создания детских спектаклей отличается от работы над репертуаром для взрослой аудитории? - Конечно, есть разница. Мы постоянно удерживаем в голове, что работаем для детей. Для них нужно выдавать максимум правды, дети сразу замечают ложь и фальшь, никакой обман не пройдет. В прошлом году я играла злобную Мышильду так, что дети в первых рядах плакали от страха. Если я зло, то по полной программе. И так во всём. . Важную роль играет яркое, достойное зрительное воздействие, что ложится на плечи наших художников, костюмеров, гримёров. Детей надо удивлять! - Есть ли какие-то проекты, роли, задумки, которые пока не удавалось реализовать в театре, но хотелось бы? - Я человек суеверный, потому не очень люблю озвучивать свои планы раньше времени, но задумки, конечно, есть. Надеюсь на реализацию одной из них после Нового Года. Хочется много и плодотворно работать, это главное. - Уже пройдён долгий и разнообразный творческий путь. О чём Вы думаете, оглядываясь на него? - Грущу. Время неумолимо летит. Кажется, буквально вчера был прошлый юбилей, а прошло уже пять лет… Это не укладывается в голове! Я уже не Маша, а Мария Вилленовна, а в театре появляются новые, молодые, талантливые лица. Творческие итоги подводить нельзя, ставить точку нельзя, впереди ещё много работы. Работе быть, пока мы можем ходить!