Войти в почту

В Самаре состоялась мировая премьера оперы "Мастер и Маргарита" Сергея Слонимского

В Самарском академическом театре оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича состоялась премьера оперы "Мастер и Маргарита" . Все три "стартовых" спектакля прошли при полном зале. А число тех, кто не смог попасть в зал, превысило все ожидания постановщиков.

В Самаре состоялась мировая премьера оперы "Мастер и Маргарита" Сергея Слонимского
© Российская Газета

На премьере присутствовала вдова композитора - президент фонда Сергея Слонимского, профессор, музыковед, доктор педагогических наук Раиса Слонимская. Она поблагодарила всем, чьими стараниями стала возможна эта уникальная постановка.

- Премьера "Мастера и Маргариты" - особый день для меня, знаю, что Сергей Михайлович со мной. Я счастлива и не могу сдержать своих чувств и эмоций. Я действительно не один раз плакала, это были слезы радости, счастья, - поделилась Раиса Слонимская.

С ее восторгом согласились и сотни самарских театралов (кстати, некоторые зрители специально на премьеру приехали из других регионов), ведь эта опера ждала своего звездного часа почти полвека. Ее никогда не ставили в России целиком. Сразу после первого показа в 1972 году на "Мастера и Маргариту" был наложен запрет. Позднее опера несколько раз исполнялась за рубежом. И только в 2012-м прозвучала в Михайловском театре, но и там был представлен лишь ее первый акт в концертном варианте.

А то, что именно в опера "Мастера и Маргариты" предстала во всей своей красе, без купюр, вполне закономерно. Сергей Слонимский был первым, кто музыкально интерпретировал сложный сюжет . Действие оперы разворачивается в двух измерениях - в мире евангельского повествования и в 1920-30-х годов. И сложная музыка маэстро не диссонирует с текстом Булгакова, а еще больше закручивает сюжет. Очень четкий текст в устах артистов (почти драматическая речь под музыку) словно повторяет мелодии оркестра, где также много сольных партий. За эту четкость и гармонию отдельное спасибо исполнителям от зала.

Создателями нового спектакля выступили режиссер, народный артист России, лауреат премий "Золотая маска" и "Золотой софит" , музыкальный руководитель и дирижер-постановщик , и худрук балета самарского театра . А воплотить грандиозные замыслы создателям помогала практически вся труппа театра, включая артистов балета, которые устроили зрителям потрясающий бал у Сатаны. Но талант точно от Бога! Да и без приглашенных столичных звезд тоже не обошлось.

Юрий Александров отметил, что уже 40 лет сотрудничает с Самарским академическим театром оперы и балета.

- Эта постановка - вещь экспериментальная. К традиционной опере это не имеет никакого отношения. Это не пение, а особое существование артиста. Это как бы драматический спектакль с музыкой. И мне очень интересна эта тема, такого материала больше я не знаю. Это очень философская история, - рассказал режиссер.

Присутствовавшая на премьере оперы, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории Елены Долинской отметила, что Сергея Слонимского, как современного художника, отличает умение работать в разных стилях. А сама опера "Мастер и Маргарита" произведение чрезвычайно сложное и необычное. К примеру, в нем нет характерного для музыкального театра большого оркестра. Состав музыкантов здесь особый: каждый инструмент подобен голосу, который идет за своим героем.

А еще здесь полноправными голосами стали свет, костюмы, видео "безбожных времен" и вся сценография. Так что действие проходило не в двух измерениях, а в трех - дне сегодняшнем со всеми его трагифарсами.

Справка "РГ"

Премьера оперы "Мастер и Маргарита" приурочена к 90-летию композитора Сергея Слонимского, которого с Самарой связывали плодотворные творческие отношения. Нынешняя премьера стала пятым его произведением, появившимся на самарской сцене. В 1998 году на этой на сцене Самарского академического театра оперы и балета прошла мировая премьера его оперы "Видения Иоанна Грозного" в постановке . Дирижировал оркестром тогда маэстро .