Войти в почту

Председатель Совета проректоров по молодежной политике и воспитательной деятельности вузов России‎ Андрей Платонов: «‎Хороший специалист всегда найдет себе применение»‎

Андрей Иванович, какие сейчас возникают вызовы при построении суверенной системы образования, о которой говорил президент? — Из опыта работы в университетах помимо бакалавриата и магистратуры во многих учебных заведениях сохранился специалитет. Сейчас при дальнейшем переходе будут корректироваться учебные программы. Об этом не раз говорилось на федеральном уровне. Переход в новый актуальный формат – это как воспитание, которое не может случиться моментально, за месяц или за два. Это вводится планомерно. Точно так же и корректировка учебных программ сейчас постепенно выйдет на новый формат. Если брать специалистов, которые успели закончить бакалавриат. Есть ли такая вероятность, что работодатель будет их отправлять на курсы повышения квалификации? — На самом деле каждый человек находит своего работодателя. Если за студенческие годы он смог наработать разного рода компетенции, не считая специальности, то и с бакалавриатом может хорошо устроиться. Более того, на предприятиях есть целые программы развития молодых специалистов, где смотрят и выбирают лучших. Именно в них работодатель вкладывается. Многие из таких ребят участвуют в крупных конкурсах и показывают там очень хорошие результаты. Сейчас линейка проектов, где можно показать свои знания, достаточно широкая. Здесь не встает вопрос, получил ли он специальность как бакалавр или окончил специалитет. Естественно, ряд специальностей требует больше времени для обучения. Те же медицинские профессии, где люди учатся практически всю жизнь, или инженерные специальности. Возьмем, к примеру, атомную энергетику. Когда весь специалитет учился пять, атомщики учились 5,5 лет. Многие думают, что мы возвращаемся к советской системе обучения. Так ли это? В чем различия между советской и той системой, которую мы прорабатываем сейчас? Во время СССР наших студентов трудоустраивали на предприятия, где они должны были работать. Будет ли такая система введена сейчас? — Здесь нам даже незачем возвращаться к опыту СССР. Жизнь не стоит на месте. Развивается и наша страна, стремится стать высокотехнологичным государством. Сейчас строится новый формат российского образования, который востребован работодателями. Люди хотят получать профессию и себя в ней дальше проявлять. При советской системе, когда было распределение, вся система работала несколько иначе. В то время были госзаказы, плановая экономика. Сейчас ты должен стать специалистом и убедить работодателя, что подходишь под его вакансии. Плюс к этому во многих отраслях существует запрос на специалистов. Хороший специалист всегда найдет себе применение. Немного хочу сделать акцент на гуманитариях. Если студент не окончил магистратуру, то он не может преподавать. Зачастую практикующие люди, которые могут научить студентов журналистике, способны многому научить, при этом не оканчивая магистратуру. Как этот момент можно разрешить? — Сходу я предложил бы посмотреть на спектр федеральных проектов. Там есть много образовательных блоков. Имеются хорошие варианты для подготовки медиаспециалистов. В рамках этих программ можно и научиться новому, а также получить необходимую практику. Можно даже собрать команду и получить грант на произведение и распространение контента. Сейчас очень часто возникает такой резонанс, что, допустим, студент второго курса почувствовал себя специалистом в медиаиндустрии, начинает формировать свой контент, не имея никакого опыта, базового образования и основ журналистики. Из этого эксперимент получается, но не всегда удачный и долгосрочный. Сейчас имеется много образовательных проектов в России. Какие можете порекомендовать, а какие стоит доработать? — Все программы лицензируются и находят своего потребителя. Зачастую, когда это допобразование, оно носит контрактный характер. Здесь уже люди голосуют рублем. А если говорить про бесплатное дополнительное образование? — В качестве примера руководитель вологодского отделения «Российского красного Креста» рассказал на форуме, что благодаря их работе и взаимодействию с Минздравом России они имеют возможность обучить в регионе на курсах первой помощи 20 тысяч человек. Из которых 50 % школьников, 30 % – студенты и оставшееся количество является старшей аудиторией. Это очень хороший опыт. Взаимодействие идет. Это обучение совершенно бесплатно. У нас сейчас очень много не базовых школьных занятий, а других, из серии «Разговоры о важном». Где-то планируют вводить сексуальное воспитание или патриотические воспитательные работы. Кроме того, где-то вводятся религиозные образовательные программы. Не слишком ли большая нагрузка на детей? — Мы надеемся, что из современных школьников возрастает здравое и развитое общество, не подверженное деструктивным влияниям. Нагрузка на школьника идет колоссальная, так как у нас сейчас информационный мир. И нагрузка сильно отличается от той, что была в восьмидесятых и девяностых годах. Здесь большое информационное поле, и в нем нужно учить школьника ориентироваться. Если пустить в свободное плавание человека, не имеющего опыта и пока не различающего, «что такое хорошо, а что такое плохо»», то все может обернуться плачевно. Школьники очень быстро становятся жертвами вовлечения в деструктив, после чего речь идет уже не о профилактике, Поэтому необходимо уделять внимание просветительской работе. Сейчас в школах внедряются хорошие и полезные практики. Более того, сами школьники к этому тянутся, потому что это интересно. Важно знать великую историю нашей страны. Представьте, если убрать русскую литературу и историю России, то какой человек выйдет из школы? Человек, у которого нет родины, потому что он ничего о ней не знает. Он не будет ничего знать о традиционных ценностях России. Кстати, в указе президента № 809 очень четко прописаны ценности и говорится о защите традиционных ценностей. Это как раз важно учитывать при работе со школьниками. Очень важно знать и разделять ценности молодому поколению. Фото: предоставлено пресс-службой Общественной палаты РФ

Председатель Совета проректоров по молодежной политике и воспитательной деятельности вузов России‎ Андрей Платонов: «‎Хороший специалист всегда найдет себе применение»‎
© РИА "ФедералПресс"