Питер рвётся запретить самокаты «как в Париже», утерев нос Москве
Запретить на три года аренду электросамокатов, моноколес и других средств индивидуальной мобильности (СИМ) предложил вице-спикер Законодательного собрания Петербурга Павел Иткин. Соответствующий законопроект внесен в региональный парламент. Цель — взять паузу для более глубокой проработки регулирующего законодательства.
Согласно пояснительной записке, причина беспокойства депутатов в многочисленных ДТП с участием лихачей на самокатах. Например, любителей погонять на одном самокате вдвоем, несмотря на их особую опасность для пешеходов (рассеивается внимание) привлечь за это по КоАП нельзя. Также отмечается низкий уровень контроля за кикшеринговыми компаниями (арендодателями).
У законодателей есть могущественный союзник. Глава петербургского СК Олег Бобков предложил запретить использование электросамокатов лицам до 18 лет и в состоянии алкогольного опьянения, и езду по тротуарам, а также ввести административную статью как для катающихся на самокатах, так и для организаторов кикшеринга. Иначе страдают дети и пенсионеры, пояснили в СК.
Сейчас в Петербурге насчитывается 32-37 тысячи арендных электросамокатов и около 20 тысяч — частных (их ограничивать не планируется). Но в комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при губернаторе уверяют, что арендных СИМ больше - 40–50 тысяч. Когда их парк достигнет 70 тысяч, пешеходное движение встанет, уверены чиновники.
Проблема острая, решить ее пытаются давно. Так, с 1 марта 2023 года самокаты в РФ официально, как СИМ, попали под поправки к ПДД — им снизили предельную скорость передвижения до 25 км/ч. Однако, это оказалось полумерой. Можно, конечно, ждать, когда за 20 млрд рублей в Петербурге проложат более 800 километров велодорожек, но случится это не раньше 2030 года.
Против ограничений яростно возражают те, кто зарабатывает на аренде самокатов. «Самокаты — уже часть жизни Петербурга, часть городского транспорта. Кикшеринг полезен городу. Эту пользу и комфорт нужно увеличивать»,— цитируют СМИ самокатный сервис Whoosh. Помимо него, соглашение об использовании СИМ с городом подписали компании «Юрент», «Яндекс Go» и BusyFly.
Конечно, «большая четверка» преследует свои бизнес-интересы, однако доля правоты в их позиции есть. В случае запрета аренды, те, кто привык пользоваться самокатами регулярно, а не ради баловства, начнут их приобретать в собственность. И тогда на них управу уже не найдешь. Впрочем, всегда остается вариант полного запрета передвижения на СИМ, включая частные...
Расправы на тротуарах
А пока законодатели думают, не решаясь вводить более суровые меры, страдают петербуржцы. И серьезно. Так в конце сентября несмотря на усилия хирургов, умер иеромонах Валентин Соломаха, которого пару месяцев назад сбил самокатчик. Другой пешеход — пенсионерка, получила травмы из-за того, как ее сбили трое неизвестных на одном самокате. Расследовать ЧП приказал сам Бастрыкин.
Другой случай — некая Анна Исаева на самокате врезалась в прохожую, которая от удара упала и ударилась затылком об асфальт. Позже женщина скончалась от травмы. Василеостровский районный суд назначил виновнице условный срок, исправительные работы с удержанием части заработка в доход государства и выплату за материальный и моральный ущерб.
Широкий резонанс получила история о том, как компания самокатчиков на Невском сбила одного пешехода, а затем другого. А на замечание прохожего, которым оказался известный питерский врач и писатель Валерий Айрапетян, избила и его. Врача забрала «Скорая», диагностировав переломы ребер. Против молодых людей возбудили уголовное дело. А заодно и против самокатного сервиса.
Еще один питерский самокат взорвался прямо во время движения вдоль жилого дома и припаркованных автомобилей. Он начал искрить, взорвался и загорелся. «Наездник», 45-летний мужчина, был доставлен в реанимацию. Врачи диагностировали 20-процентный ожог задней поверхности бедер и поясницы. Жить будет, но плохо.
Интересно, что частные самокаты представляют двойную угрозу. Помимо опасной езды, их владельцы рискуют сжечь соседей, заряжая своих железных коней от бытовой розетки в квартире. Такие инциденты в Петербурге случаются регулярно. После возгорания аккумуляторов самоката в на Ковалевской улице медикам пришлось бороться за жизнь владельца квартиры.
Неудивительно, что граждане начинают реагировать на самокаты, как на источник своих бед. Так, в объектив городских камер попал мужчина, который раскидал кикшеринговый транспорт по улице в самом центре Петербурга. В бессильной злобе на не соблюдающих правила юнцов? В отместку сервису за то, что там зарабатывают, пренебрегая безопасностью людей? Видимо, так.
В Москве трое «народных мстителей» и вовсе как-то вымазали свыше 800 самокатов солидолом. Действовали явно с умыслом — наносили техническую смазку на ручки аппарата и дисплей. Видимо, стараясь вызвать раздражение потребителей сервисом. Злоумышленников нашли. По мировому соглашению им пришлось выплатить 1 млн рублей за ущерб. Но месседж, конечно, понятен всем.
Как в Париже
По данным МВД, за первые полгода 2023-го число аварий с участием СИМ увеличилось в РФ на 182%. На Петербург пришлось 64 ЧП из 1043 происшествия по всей стране. Это сопоставимо с Тюменью или Пермью и в разы меньше, чем в Москве (238 аварий). Кстати, число аварий распределилось между кикшеринговыми сервисами и частниками примерно поровну.
То есть питерская инициатива более чем актуальна и для других городов России. Выходом может быть как наделение регионов правом самим регулировать движение СИМ (например, в крупных городах проблемой становятся веранды кафе, занимающие летом часть тротуара и оставляющие совсем узкий просвет пешеходам, а тут еще эти самокаты), либо ввести те или иные меры на федеральном уровне.
Запретить проезд электросамокатов по пешеходным улицам, ограничить их скорость ограничить до 15 км/ч и запретить использование самокатов несовершеннолетними депутаты Госдумы предлагали еще минувшей весной. Но то ли самокатное лобби оказалось сильнее накануне теплого сезона, то ли наступили парламентские каникулы, однако принципиальных решений принято не было.
Новую атаку на самокатчиков федеральные законодатели повели в сентябре. Депутат Госдумы Михаил Делягин предложил, используя «Госуслуги», ввести государственную регистрацию электросамокатов и моноколес с присвоением им номеров, как авто или мотоциклам. Однако, правительство закон не поддержало. «Правящая тусовка дала добро самокатчикам: «Сбивайте!» - отреагировал Делягин.
Так что чем дожидаться реакции громоздкой федеральной госмашины, занятой сейчас многими другими важными вопросами, регионам, видимо, стоит ориентироваться на самостоятельное решение проблемы с городскими лихачами на тротуарах. Тот же Петербург вполне может сослаться на опыт Парижа, где впервые в Европе аренда самокатов была запрещена. Питер же - окно в Европу? Ну вот.
У нас как в Париже! - смогут похвастаться со временем местные жители, глядя на москвичей с чувством превосходства.