Дмитрий Астрахан поставил "Красавца мужчину"
В театре "Школа современной пьесы" сыграли Островского. Впервые за тридцатилетнюю историю. За "Красавца мужчину" взялся худрук театра Дмитрий Астрахан.
Пришедших на первую премьеру сезона ждало еще одно новшество. Театр поменял название. Теперь "Школа современной пьесы" стала Театром на Трубной, хотя прежний бренд тоже остался - он прописан более мелким шрифтом. В "Школе" по-прежнему будут идти постановки по современным авторам, будут читки и лаборатории современных пьес, но репертуарный ряд будет заметно расширяться.
Островский - отличный повод, чтобы поиграть в "старомодный" театр с турнюрами и тяжелыми бархатными занавесами. Как говорит режиссер, ему хотелось, чтобы спектакль был праздником, приносящим удовольствие. Поэтому сценография оказалась щедрой на находки и обстановку. Пространство сцены решили необычно - альков, где главный герой Аполлон Окоемов (Родион Вьюшкин) уединяется со своими пассиями, устроили прямо в зрительном зале слева от авансцены. В "мастерской" Окоемова все на своих местах - покрывало и обои с цветочно-пасторальным орнаментом и златоголовые амурчики. Верх безвкусицы, которую Окоемов оправдывает, - мол, ума-то нет, главное богатство - красота, кроме как очаровывать женщин ничего он не умеет: "В постели я находчив и трудолюбив. Меня любят женщины".
"Красавца мужчину" Александр Островский написал в 1882 году. В театрах пьеса шла нечасто. В 1978-м на экраны вышел одноименный музыкальный фильм с Олегом Табаковым, Мариной Нееловой и Людмилой Гурченко в главных ролях. Но у московских театралов еще осталось послевкусие от спектакля "Красавец мужчина" Данила Чащина, который он поставил в Театре им. Пушкина в декабре прошлого года. Спектакль-шампанское, сатира на блестящую гламурную жизнь, где действие из сада летнего клуба перенесено в современный ночной клуб. Дмитрий Астрахан оставил своих героев в рамках описанного Островским времени. И безупречно сохранил текст классика, что, правда, не во всех сценах пошло на пользу спектаклю.
Фото: Даниил Прокофьев
Напомним, в центре пьесы - сюжет о бессовестном альфонсе Аполлоне Окоемове, который промотал все состояние своей честной и безупречной супруги Зои. Теперь ему ничего не остается, как найти себе новую пассию, только с приданым побогаче. Но чтобы развестись, нужна серьезная причина. Например, измена. И Зоя становится заложницей подлого замысла Окоемова. Собственными руками она должна разрушить брак, пригласить на интимное свидание неказистого землевладельца Федю Олешунина (Денис Кутузов), который так же, как и Карандышев из "Бесприданницы", хочет обладать Зоей, чтобы повысить свою самооценку. Потирая лысину перед свиданием, тот наконец выводит формулу любви: "Впрочем, что же наружность? Это вздор".
Фото: Даниил Прокофьев
Как и в "Бесприданнице", в "Красавце мужчине" нет ни одного положительного мужского персонажа. И блестяще, крупными мазками написанный Иваном Мамоновым барин Никандр Лупачев мечтает о Зое, чтобы в свет выйти было нестыдно. Комично дефиле - "биржа женихов", когда один за другим самцы сомнительной наружности в духе объявлений о знакомстве представляют - или продают? - себя любимых. К ним в финале примкнет и Аполлон Окоемов: "Скромный и бедный молодой человек, или не очень молодой, но страстный, готов познакомиться и любить женщину с состоянием".
Островский, а вслед за ним и Дмитрий Астрахан разрушают ставшее во все времена аксиомой - жениха надо искать побогаче, а выходить замуж повыгоднее. Но из-за фальши в таком браке где-то да порвется. Вряд ли Зоя полюбила своего Аполлона только за красоту. Она любит тем незапятнанным чувством, которое бывает только в молодости. Оттого нежная Зоя (большая заслуга актрисы Акатовой) у Астрахана просто растоптана предательством Окоемова в отличие от Зои Данила Чащина, которая будто от дерзости мужа стала только сильнее.
Фото: Даниил Прокофьев
Так что "Красавец мужчина" в Театре на Трубной не стал манифестом феминизма, но гимном душевной чистоте, которая, по мнению режиссера, способна победить цинизм.
Фото: Даниил Прокофьев