"Современник" посвятит новый сезон 90-летию Галины Волчек
Московский "Современник" открыл новый сезон по традиции 1 октября - в день рождения своего основателя Олега Ефремова. Его 90-летие отмечали здесь весь прошлый театральный год, а наступивший будет посвящен еще одной легендарной фигуре - Галине Волчек. О грядущих премьерах, а также о событиях, приуроченных к юбилею народной артистки и бессменного руководителя "Современника" на протяжении почти полувека, рассказали на сборе труппы.
"Современник. Планета Волчек" - так называется проект, который театр на Чистых прудах будет вести целый год. Первой его "ласточкой" стала одноименная выставка, расположившаяся в фойе, - кадры из архива (причем многие из них ранее никогда не показывали публике) представляют Галину Волчек с разных сторон: как актрису, режиссера, человека. Открыли экспозицию артисты Светлана Иванова и Иван Стебунов.
- У этой выставки очень классное название. Когда я думаю, что могла бы сказать про Галину Борисовну, у меня всегда рождаются образы про космос, и эта выставка озаглавлена ровно так, как мне мечталось, - сказала Светлана Иванова, отметив, что счастлива быть частью этой вселенной. - Более того, эта планета с мощнейшим тепловым излучением. Если вы подойдете к фотографиям и постоите у них некоторое время, вы согреетесь.
Фото: Инга Бугулова
И действительно. Смотришь на черно-белые фото и на лице появляется улыбка. Вот тройка смотрит куда-то вдаль - Волчек, Кваша и Табаков. Лица живые и решительные. Вот трогательные объятия с Ефремовым - даже после его болезненного ухода в МХТ, они продолжали оставаться родными людьми. Чуть правее - кадры встреч с рабочими на гастролях; поездка "Современника" в Нью-Йорк в 90-х, где наш театр стал сенсацией…
Выставку можно будет посмотреть в течение всего сезона, а еще один проект - уже под открытым небом на Чистопрудном бульваре - начнет работу к 90-летию Галины Волчек, 19 декабря. Ожидается и премьера, посвященная ей - "Наш современник". Но это еще не все.
- В день рождения театра 15 апреля мы откроем музей. Кроме того, в этом году хотим попробовать сделать фестиваль студенческих спектаклей "Неформат". Он будет проходить с 1 по 13 апреля, а победителям вручим премии в честь основателей "Современника", - рассказал директор театра Юрий Кравец.
Поделился он и творческими планами труппы. Так, первой премьерой сезона станет "Чагин" - спектакль Сергея Тонышева по одноименному роману Евгения Водолазкина. Это первое его сценическое прочтение. Премьерный показ уже 7 октября.
Две новые постановки запланированы на ноябрь: "Чудо Святого Антония" по Морису Метерлинку в режиссуре Александра Назарова (18 ноября) и "САШАШИШИН" в постановке Гарика Сукачева по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" (30 ноября).
Весной представят спектакли "Здесь живут люди" Гульназ Балпеисовой по сборнику Атола Фугарда и "Над пропастью во ржи" Лейлы Абу-аль-Кишек по культовому роману Джерома Сэлинджера. Интересно, что аБлпеисова, Абу-аль-Кишек и Тонышев - участники режиссерской лаборатории "Хочу как ОН", проведенной в прошлом сезоне к 90-летию Олега Ефремова (проект будет продолжен и в этом). Их эскизы худсовет принял к постановке, и теперь они превращаются в полноценные репертуарные названия.
Фото: Инга Бугулова
Летом выйдет "Анна Каренина" Петра Шерешевского, также в планах - работа над спектаклем "Симон" по книге Наринэ Абгарян. А Павел Сафонов начнет репетиции "Утиной охоты".
Пока же новый, 68-й сезон по доброй традиции открыли одним из самых дорогих и любимых Галиной Волчек спектаклей в ее режиссуре - "Три товарища". Это вечером. А днем - зрителей встречали на Другой сцене, где состоялся показ постановки "Кваша: а вдруг?". Спектакль-байопик о еще одном основателе "Современника" Игоре Кваше поставил Иван Комаров. Действо получилось удивительным, сродни машине времени - на сцене сплошь легенды: Ефремов, Волчек, Табаков, Гафт, Толмачева и, конечно, сам Кваша. История его жизни переплетается с историей театра, снова и снова напоминая нам, что смерти нет. Есть память, которая сильнее.
Фото: Инга Бугулова
Прямая речь
Алена Бабенко, актриса:
- Мой приход в "Современник" был не приходом, а настоящим влетанием: мне надо было освоить роль Маши в "Трех сестрах" за пять дней! И вот мы с Галиной Борисовной репетируем одну из самых эмоциональных сцен. Репетируем раз, два, три, четыре…Я не понимаю - а что не так? В этой сцене же ничего делать не надо - одни эмоции. И раз на двадцатый я так разозлилась! На Галину Борисовну, на театр, на все вокруг, и когда вышла и сыграла в этом взведенном состоянии, она вдруг говорит: "А вот теперь хорошо". И в этом вся Волчек - она требовала от нас погружения до дна, до отчаяния, по-настоящему.
Иван Стебунов, актер:
- Галина Борисовна - человек с большой русской душой, для каждого у нее находилось время, слово, поддержка. Она умела вдохновлять и вести за собой. Ее самым главным желанием было, чтобы не терялся контакт артиста со зрителем, чтобы не было никаких границ между сценой и залом, чтобы существовал живой диалог. И она делала все, что мы никогда об этом не забывали.