В Русском музее покажут малоизвестные работы учеников авангардиста Павла Филонова
В Мраморном дворце 6 октября открывается выставка "Школа Филонова". На ней будет представлено около 120 произведений живописи и графики, созданных мастерами аналитического искусства - учениками и последователями корифея русского авангарда Павла Филонова - из собрания Русского музея, Государственного Музея истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Галеев-Галереи (Москва).
Большинство произведений выставляются впервые или практически неизвестны широкому кругу любителей искусства.
В 1920-е годы один из лидеров русского авангарда Павел Филонов предложил изменить всю систему художественного образования.Филонов писал о необходимости коллективной работы мастеров и учеников и определял роль школы как мастерской. Такой коллектив мастеров аналитического искусства (МАИ) под руководством Филонова был создан в сентябре 1925-го.
Известно почти сто имен художников, либо постоянно работавших под руководством Филонова или получавших "установки" от художника.
Ученики Филонова обычно не подписывали работы. Учеба у Филонова была непростой. "Плачь, а рисуй", - вспоминала свой первый урок Глебова. Учитель требовал от учеников полной отдачи. На работу над первой композицией ученику отводилось всего три дня.
Самыми крупными и важными событиями для школы Филонова были выставка МАИ в Доме печати (Шуваловском дворце) (наб. Фонтанки, 21) и оформление комедии Николая Гоголя "Ревизор" на сцене театра Дома печати в 1927-м.
Тема выставки звучала как "Картины современного публицистического и историко-революционного содержания". Мнения критиков о выставке разделились: от полного отрицания (нужно ли искусство, которое непонятно простому рабочему человеку) до оценки выставки как яркого события.
Из десяти сохранившихся полотен с той выставки на экспозиции представлены четыре больших панно: "Сибирские партизаны" Юрия Хржановского, "Казнь революционера" Алевтины Мордвиновой, "Старый и новый быт" Софьи Закликовской (все - 1927) и "Рабочий, сидящий за столом" Эдуарда Тэнисмана (1927).
Крупнейшим успехом группы Филонова стало оформление финского эпоса "Калевала" (1932). Это было первое иллюстрированное издание "Калевалы" на русском языке. Работа была предложена Филонову, но он в свою очередь предложил, чтобы иллюстрации сделали члены МАИ под его руководством.
На выставке можно будет увидеть произведения 1930-40-х, созданные членами МАИ. Впервые в составе работ учеников Филонова экспонируются работы Георгия Новикова, Прасковьи Важновой, Ксении Ливчак, Михаила Макарова, приобретенные Русским музеем в последние десятилетия.