Войти в почту

В Казани пройдёт мировая премьера балета о судьбе китаиста архимандрита Иакинфа

Мировой премьерой балета «Иакинф» откроет сегодня, 26 сентября, новый сезон Татарский академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. В центре сюжета — судьба необычного монаха — архимандрита Иакинфа (Никиты) Бичурина (1777-1853), выпускника Казанской духовной семинарии, основоположника отечественной синологии, первого исследователя Китая, получившего европейскую известность. О том, как создавался балет рассказывает корреспондент ГлагоL в Татарстане Ольга Сапожникова.

В Казани пройдёт мировая премьера балета о судьбе китаиста архимандрита Иакинфа
© ГлагоL

«Иакинф» — четвертый спектакль композитора Резеды Ахияровой, поставленный на сцене театра имени Мусы Джалиля. В разные годы здесь уже прошли премьеры ее опер «Любовь поэта», «Сююмбике», «Золотая Орда». Все они были созданы в сотрудничестве с народным поэтом Татарстана, лауреатом Государственной премии России Ренатом Харисом. Он написал и либретто балета «Иакинф».

Музыка в балете разноплановая, в ней присутствуют образы и интонации разных культур. Лишь в начале спектакля звучит одна подлинная народная тема — чувашская песня «Алран кайми». Больше Резеда Ахиярова не использовала заимствований: и православная молитва-благословение, и разнообразные китайские танцы, и музыка в сцене, изображающей многоликую, многонациональную Казань, и вальс с полонезом, звучащие в картине светского петербургского бала, полностью авторские.

Хореограф спектакля — заслуженный деятель искусств РФ, профессор, заведующий кафедрой режиссуры балета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова Александр Полубенцев. Он отметил, что работая над балетом, открыл для себя «бездонную галактику китайской культуры, с ее богатейшими традициями».

«Мне хотелось, чтобы в спектакле была подлинная китайская хореография: для этого пришлось изучить аутентичный танец этой страны. Во втором акте посредством пластики представлены важные составляющие культуры Китая: письменность — иероглифы, единоборства — кунг фу, старейшая разновидность китайской оперы куньцюй».

Александр Полубенцев, хореограф спектакля

По сюжету, и в мирской, и в монашеской жизни Иакинф сталкивается с непростым духовным выбором, попадает в сложные обстоятельства, однако, в конечном счете, обретает покой. Действие трех актов балета происходит в трех разных городах — Казани, Пекине и Санкт-Петербурге. Красочные декорации и эскизы костюмов разработаны художником-сценографом из Санкт-Петербурга Вячеславом Окуневым.

«Всего для спектакля создано порядка 300 костюмов, в том числе китайские наряды из ярких тканей, на которые вручную наносились трафаретные росписи, роскошные женские бальные платья, украшенные жемчугом и цветами, строгие мундиры гусаров из черного бархата с серебряной отделкой еще много других костюмов в стиле XIX века», — рассказали ГлагоL в театре.

Авторскую концепцию Окунева дополняют видеопроекции художника Виктории Злотниковой и художника по свету Ирины Вторниковой. Музыкальным руководителем постановки и дирижером является Айрат Кашаев.

Никита Яковлевич Бичурин со своими земными страстями и противоречиями был неоднозначной личностью для священнослужителей, но был непререкаемым авторитетом среди ученых. Он родился в 1777 году в селе Успенское Акулево Цивильского уезда (ныне деревня Типнеры Чебоксарского района) в семье священника. В девять лет поступил в Казанскую духовную семинарию, в 23 года — принял монашеский сан, быстро продвигался по карьерной лестнице. В 1801 году назначен настоятелем Казанского Иоанновского монастыря, через год Синод возвел Иакинфа в сан архимандрита Вознесенского монастыря и ректора духовной семинарии в Иркутске.

В 1807 году Бичурин возглавил Девятую духовную миссию в Китае. Он самостоятельно выучил китайский язык, создал китайско-русский словарь и перевёл огромное число китайских трудов. За время пребывания в Поднебесной он собрал поистине гигантскую библиотеку, вес книг в которой превышал шесть тонн. Никите Яковлевичу принадлежит множество трудов и заметок о Китае, значительная часть которых дошла до наших дней. Исследователи продолжают пользоваться ими и сегодня.

Главные партии в спектакле исполнят ведущие солисты балетной труппы театра: Ильнур Гайфуллин, Михаил Тимаев, Вагнер Карвальо, Антон Полодюк, Аманда Гомес, Александра Елагина, Лада Старкова и другие. Премьера балета об одной из самых неординарных личностей российской истории первой половины XIX века обещает быть яркой, эмоциональной, эффектной.