Сахалинский театр привез в Екатеринбург "Грозу" Островского в жанре антиутопии
В Екатеринбурге начались гастроли Сахалинского международного театрального центра имени Чехова.
Вопреки ожиданиям, как раз произведений Чехова в гастрольной афише и нет, на пресс-конференции для журналистов гости прямо признались: Чехова они любят, но в данном случае поставили своей целью ломку стереотипов, поэтому привезли на Урал "Грозу" ("смелую антиутопию по мотивам одноименной пьесы Островского), черную комедию Фолькера Шмидта "Экстремалы" в постановке модного режиссера Петра Шерешевского, хореографическую фантазию по мотивам поэмы Пушкина "Onegin" с внезапной интригующей маркировкой "16+". И два "спектакля о любви" - "#Люблюнемогу" и "Комната невесты".
Уральские зрители билеты раскупили подчистую, и ожидаемая "ломка" началась в первый же вечер.
Волею режиссера-постановщика Александра Созонова обитатели темного царства теперь живут в царстве не менее темном, в прямом смысле почти без света - на развалинах ГЭС, причем в 2159 году. Однако мультимедийные экраны - куда без них современному театру - все же работают, и сразу вводят зрителей в курс дела: "В этом далеком будущем закончилась смута Красная, прошла война Последняя, Царь-батюшка вечный порядок навел в стране. Он построил Великую Русскую Стену, которая отделила Русь Святую от нехристей, содомитов и холода лютого. Благодаря этому пришло вечное лето. В стране нефть и газ закончились, зато есть православный интернет, где все толком написано. В общем, наступили счастье и покой, которого все так долго ждали!". А дальше зрители как раз и имеют возможность эти "счастье и покой" (тут ирония или стеб - выбирайте сами) наблюдать в деталях.
Спектакль поставлен в сезоне 2018-2019 и был выдвинут на соискание российской национальной театральной премии "Золотая Маска" сразу в пяти номинациях. Критики поспешили назвать режиссера провидцем и пророком, который предсказал вскоре наступившие изменения в обществе. Тем более интересно наблюдать, как именно эти ошеломляющие изменения последних полутора лет вдруг придали созоновской "Грозе" иные интонации и смыслы - изменился зритель, изменились его запросы, и дерзкие аллюзии уже сами выглядят стереотипами времен ушедших.
Гастроли Сахалинского театра - обменные: коллектив Свердловского театра драмы только что вернулся из поездки на остров, представив, по словам генерального директора театра Алексея Бадаева, местным театралам "все лучшее, нацеленное на максимальный охват зрителей". Это - "Анна Каренина", "Доходное место", "Служебный роман", "Железнова Васса мать", "Близость" и "Магнит".
Столь масштабный и затратный обмен стал возможен благодаря Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры РФ. План помогает формировать единое культурное пространство, "сверять часы" провинциальным театрам, а зрителям дает возможность составить свое представление о положении дел в российских театрах.