Войти в почту

Константин Богомолов поставил в Театре на Бронной спектакль о релокантах

Первый спектакль на нашей сцене об эмигрантах, покинувших Россию после начала спецоперации, поставил Константин Богомолов. Если вдуматься, это не странно: худрук Театра на Бронной давно и последовательно исследует жизнь элит и тех, кого мы по привычке называем интеллигенцией. Столичная богема была в центре внимания режиссера в его постановках "На всякого мудреца" и "Гамлет in Moscow", а теперь перекочевала в премьеру "Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя".

Константин Богомолов поставил в Театре на Бронной спектакль о релокантах
© Российская Газета

Название подчеркнуто иронично, но смысл, конечно, не в том, чтобы режиссеру еще раз попенять на узколобость удачливых "избранников судьбы" (с учетом ряда манифестов это было бы уже чересчур), а зрителю просто посмеяться над черствыми толстосумами, хотя это само по себе всегда приятно. "Дачники" - в первую очередь спектакль о сегодня и о каждом из нас, нынешних.

Режиссерский прием Константина Богомолова знаком, он берет классический текст и полностью его переписывает. Так было с Островским и Шекспиром. Так теперь с Горьким. От горьковских "Дачников" в спектакле без изменений остались имена героев и, пожалуй, самое важное - ощущение отсутствия радости жизни. Не случайно жанр спектакля обозначен как "горькая пьеса", отсылающая и к автору-классику, и к современному послевкусию этого сюжета.

Перед нами почти картинка из рекламы шоколадного батончика: голубое небо, пальмы, шезлонги. А где все это - у бассейна во дворике или на океанском берегу, решайте сами. Словом, райский уголок, название которого по умолчанию для многих россиян уже давно Бали. Так сложилось. Куда еще стабильно ездит средний класс на теплую зимовку - или фрилансить всем на зависть, или еще за просветлением, духовными практиками и атмосферными фото для соцсетей? Но здесь, на театральной сцене, сама эта прозрачность аллюзий кажется забавной.

Наши герои уехали в Индонезию - нетрудно догадаться - после событий 24 февраля. Они, конечно, охотнее бы в Европу или Америку, но нельзя, там "примут". Вот и коротают дни вроде как на фото из журнала, а вроде как в ссылке. Открыточные виды уже не впечатляют. Родные и дела остались в Москве. А тут одна праздность. Такая утомительная, что нет сил уже терпеть друг друга.

На новом месте ведь нужно держаться за своих. Поначалу так вроде спокойнее. Потом соседство начинает раздражать. Как в общежитии или коммуналке. Дудаков (Иван Тарасов) на приглашение встретить Новый год вместе так и отвечает: "Если честно, я видеть уже вас всех не могу".

Фото: Предоставлено пресс-службой Театра на Бронной

Местом притяжения для балийских релокантов становится дом Сергея Васильевича Басова (Богдан Жилин). У Горького он адвокат, у Богомолова - скорее очень крупный бизнесмен. Инженер Суслов из пьесы превратился в олигарха. В разговорах вскользь упоминается Лопахин (привет "Вишневому саду"), он тоже давно здесь, скупил землю, нарезал участки и сдает в аренду. Смешно.

Чехов, конечно, не случаен. "Дачников" часто называют самой чеховской пьесой Горького. И в спектакле эти акварели настроений сохранились: у каждого на сцене своя боль, понятная любому, вне зависимости от марок люксовых брендов, бесконечного виски, пачек наличности и запрещенных препаратов. Может быть, даже вся эта мишура - лишь способ спрятать от самих себя и окружающих то, что больней всего на самом деле?

Суслов (Валерий Горин) уверен, что жена ему изменяет. Та, в свою очередь, уверена, что давно не интересна мужу. Трагедия. У художника Власа (Артем Курбатов) тоже трагедия, но другая - он недооценен. Приходится держаться Басова из-за денег.

А у Марии Львовны (Анна Патокина) совсем кошмар: дочь собралась обратно в Москву - ее молодой человек уходит на фронт, и она должна ехать к нему. А окружающие что же - осудили, отговаривают? Все ведь уезжали по мотивам политическим или абстрактно-пацифистским? Нет же. В богомоловских героях при всей их на первый взгляд показной позиции - принципиальность, как дойдет до дела, сдувает ветром. Басов говорит Марии Львовне: "А с чего вы взяли, что мы правы? Представьте себе, если на самом деле прав этот молодой человек? А потом он вернется и будет нас с вами судить. И снова будет прав".

Страдания героев тоже красноречивы. "Почему я нюхаю? Ты думаешь, из-за Украины твоей, что ли?" - спрашивает Басова жена Варя (Александра Ребенок). "Она такая же моя, как и твоя", - отвечает муж. Да и вообще у релокантов запросто ходят шутки про хохлов и про соседа - киевского генерала, который вывез семью (родина в опасности) не куда-нибудь, а на Бали…

Фото: Предоставлено пресс-службой Театра на Бронной

Так почему эти дачники-релоканты эмигрировали и называли себя "белым пароходом", жертвами режима? Ответы незатейливы. "Здесь как-то спокойнее". "Надо пристроить деньги". Опять же - убежать от санкций.

Особенная роль в "Дачниках", конечно же, отводится интеллигентам творческим. У Горького в пьесе есть Шалимов. Писатель, которого все ждут. В спектакле он музыкант Борис Григорьевич (Игорь Миркурбанов). Вот он поет "Под небом голубым…". Узнали? Прибыл, чтобы сыграть для русских балийцев на их новогодней вечеринке.

Но почему здесь появился именно БГ (признан в РФ иноагентом - прим. ред.)? Среди уехавших есть и другие бывшие кумиры, признанные иноагентами. Просто от них уже давно, сколько ни называй их "примадоннами", осталась только тень - и им самим так называемый народ, все эти зрители, которые их возносили, давно до лампочки. А вот БГ все же поэт. А уж со времен соловьевской "Ассы" произведен когда-то в ранг чуть ли не русского пророка. И что он?

Усталым голосом Шалимов спрашивает братьев-релокантов, что бы им лучше сыграть - что-то из старого или из актуального? И облегченно вздыхает, когда Басов просит "Старика Козлодоева" и все такое. Музыкант избегает разговоров о политике, но его все время гложет, что когда-то давно он предал себя. И вот нелепость: "Тоже артист, коллега?" - подмигивает Шалимову юнец, нанятый, чтобы на той же вечеринке сыграть Деда Мороза. "Какой он тебе коллега!" - осекает Басов. В тридевятых царствах наши "легенды" не более чем просто еще один музыкант или артист.

И весь спектакль герои словно барахтаются и пытаются за что-то уцепиться, чтобы оставаться на плаву. И, собственно, Шалимов радует их всех, как факт из прошлого, - это же наша молодость. Беспрестанно звонят в Москву маме… Она встречает Новый год одна и, пытаясь повесить звезду на елку, неудачно падает, ломает ногу. Дети суетно прозванивают по оставшимся в столице знакомым - в скорую, чтобы выехали врачи, в полицию, чтобы взломать дверь и те смогли попасть в квартиру. "Мам, жди!" Мама ждет. Совсем чужих людей.

В итоге жизни у героев нет ни там ни тут. "Мы - дачники в нашей стране... какие-то приезжие люди. Мы суетимся, ищем в жизни удобных мест... Мы ничего не делаем и отвратительно много говорим" - это цитата из Горького. Совсем не устарело.

И вслед за мыслью классика в финале спектакля зазвучит "Прекрасное далеко". Такое же пронзительное, как когда-то голос Жанны Агузаровой с ее "Чудесной страной" в финале фильма "Асса".

Зал битком, смеялись громко. Налево-направо столько узнаваемых лиц из глянца. Многие как раз только с Мальдив или других островов. Что и как чувствовали львы и львицы на премьере - можно только гадать. Но, судя по светившимся лицам, им понравилось.

Дословно

Константин Богомолов, режиссер:

Константин Богомолов. Фото: Предоставлено пресс-службой Театра на Бронной

- У Набокова есть гениальная пьеса "Событие". Пьеса, в которой он зло и жестоко высмеивает мир русского Берлина. Страшная вещь. Всем, кто уехал или собирается уехать, - советую прочитать. Это пьеса о мертвых людях. Об остановившемся времени. Когда-то я ставил эту пьесу, любимую пьесу моего мастера, Андрея Гончарова, в МХТ имени А. П. Чехова. Сегодня на Бронной я выпускаю спектакль по мотивам горьковских "Дачников" - об этой пьесе, точнее о людях этой пьесы, Гончаров говорил: пузыри на воде. Это пьеса о тех же эмигрантах - о внутренних эмигрантах, о русском образованном - или, выражаясь современным языком, "креативном" - классе, потерявшем связь со страной и со временем, проводящем праздно летние дни в бессмысленных рассуждениях и пошлых интригах. Мой спектакль тоже о потерявших связь со временем и Родиной людях. Об умирающих в благополучии и комфорте в теплом климате южных земель русских жителях "особняка", о котором я писал недавно. О трагической арке поколения 80-х и 90-х, деградировавших и заблудившихся. (из манифеста "Я умру, а вы останетесь?")