Артист Ильдар Тагиров: Лучше быть танцующим бедняком, чем жить в тепличных условиях

Фестиваль короткометражного и дебютного кино «Короче» подвел итоги. Одной из самых заметных работ была «Шоссе энтузиастов», в которой ведущую роль сыграл актер и танцор Ильдар Тагиров.

Артист Ильдар Тагиров: Лучше быть танцующим бедняком, чем жить в тепличных условиях

— Ильдар, вы еще «новое лицо российского кино», а вас уже сравнивают с зарубежными мэтрами, такими как Джеймс Макэвой и Джуд Лоу. Как к этому относитесь?

— Узнавать о таком приятно, хотя непонятно, как люди проводят подобные параллели. Но кино — это индустрия, подразумевающая сравнение. Я в ней недавно и пока изучаю, как она работает в России.

— Что привлекло в проект «Шоссе энтузиастов»?

— Для меня первична душа людей, с которыми мне предстоит взаимодействовать. Так что привлекла команда во главе с режиссером Федей Кравчуком. В них было много света, а меня всегда подкупают чистота, доброта, человечность. К тому же я в тот период находился в специфическом эмоциональном состоянии, которое идеально подошло к сюжету. Почти не пришлось ничего играть. Все череда случайностей...

— Та же, которая привела вас, еще до поступления в ГИТИС, на сцену «Современника», к роли сына главной героини в постановке «Театр»?

«Россия стала Ноевым ковчегом»: украинский продюсер Юрий Бардаш поддерживает СВО

— Почти. С режиссером Владимиром Панковым мы познакомились в конце 2019 года, когда меня пригласили как танцора поучаствовать в «Акустической читке» в Центре драматургии и режиссуры, который он возглавляет. А после снятия самоизоляции мы с другом пришли на его спектакль «Старый дом» с Еленой Яковлевой, зашли поздороваться... И Владимир Николаевич, узнав, что я здесь, позвал в постановку.

— А где вы были, начиная с 2015-го, когда дошли до финала шоу «Танцуй на Первом», ранее одержав победу в другом танцевальном проекте?

— Летал между Санкт-Петербургом и Европой, работая там параллельно. Но это была уже другая часть моей жизни, не связанная с телешоу, нацеленная на нишу современного танца.

— Разве это не одно и то же?

— Нет. Телепроекты — это прежде всего шоу. Да, в них побеждают люди талантливые. Но танцевальные способности там на втором месте, они меньше влияют на итог.

За Украину воюют обманутые люди: музыкант Вадим Степанцов — о братстве, СВО и инстинкте самосохранения

— Зато заручились симпатиями зрителей. А потом и оценкой профи: получили Гран-при и золотые медали по всему миру.

— Да, я объездил все самые важные конкурсы, которые могут случиться в карьере танцовщика, и в Америке, и в Европе. В том числе мне посчастливилось выиграть грант на обучение в Академии танца в Цюрихе (Швейцария. — «ВМ»), где у меня полностью переменилось отношение к современному танцу. Я понял, как это может и должно быть. Но, признаюсь, мне не подошла там манера преподавания, показалась слишком расслабленной. И я не доучился, несмотря на большую стипендию, потому что решил, что у меня мало времени. Лучше буду танцующим бедняком, чем стану жить в тепличных условиях, но проем и просижу свой талант.

— Жаль, танцовщики рано завершают карьеру...

— Для меня странно звучит фраза «уйти из профессии». Это же как звание, вроде «олимпийский чемпион», оно на всю жизнь. Но в танце, как говорит Николай Цискаридзе, ты должен его постоянно подтверждать.

Едва уходишь со сцены, трудно оставаться в профессии. По крайней мере в классических танцах, в балете. В современных все немного иначе. Я был на стажировке в Вуппертале (Германия. — «ВМ») в театре Пины Бауш. В ее труппе балетные пенсионеры могут сделать карьеру уже как современные танцовщики.

— Кстати, ваш дебют на экранах был в сериале «Балет». И у вас есть профильное образование. Не хотели пойти в балет?

— Во-первых, мне это неинтересно. А во-вторых, я осознаю свои возможности и понимаю, что у меня нет нужных данных, хотя я их и разрабатывал. Балет — сверхэстетический вид искусства. Там требуется совокупность множества факторов: скелет, внешность, физические способности... Да и с моим темпераментом я бы танцевал в лучшем случае шутов.

— Работа над танцем — это вопреки или благодаря?

— И так и так. Танец — это не про то, чтобы «найти способ сделать легче». Только насильственным путем сначала ты воспитываешь в себе физическую выносливость, потом исполнительское мастерство, затем вкус и все это применяешь. Тогда в какой-то момент ты превращаешься в артиста.

— Вы — танцор или актер?

— Мне нравится слово «артист». И очень интересно интегрировать танец в кино и наоборот. Но я пока не встречал танцующих артистов или играющих танцовщиков с осознанным пониманием и той и другой профессии. Обычно игра бывает условной, когда ты исполняешь танцевальную историю. Или это встроенный в драматическое произведение танец.

— Чтобы объединить их, вы поступили в ГИТИС, на факультет новых направлений сценических искусств, на режиссуру?

— Сделал я это отчасти из азарта — пройду ли? И с первого раза меня приняли. Учусь в мастерской Андрея Заводюка. Перевелся на актерский, куда хотел изначально. Потому что режиссеры делают двойную работу. Хотя я замечал, что могу исполнять и ее, но мне это неинтересно. Сейчас рад.

— Вы были и хореографом на ведущих площадках. В этой профессии есть общее с режиссурой?

— В целом сходство есть. И там и там очень важно иметь эстетический вкус и хорошую школу, знать исполнителей, с которыми взаимодействуешь. Следовать правилам, которые соблюдаются, можно сказать, бессознательно. И все же хореография и режиссура — совсем разные миры.

— При жизни на два пространства, в непростое время, почему выбрали быть здесь, а не остаться там, за границей?

— Я не сторонник радикализма. Всегда стремился быть и там, и тут. Но никогда не планировал перебираться из России. Я люблю свою родину, мне здесь хорошо, сюда я всегда тянулся сердцем. И чувство эмигранта — не для меня. Мне хочется работать за рубежом на правах приглашенного артиста, ездить в гости как турист. Но жить я готов только здесь.

— У вас интересная и необычная биография. Что движет вами по жизни?

— Вера, наверное. Она может быть разной — вера в будущее, духовная... Но никакие цели без нее не могут быть достигнуты.

— Есть правила, которым вы следуете?

— Только одно — через все транслировать любовь. Мне кажется, как таковых строгих правил в жизни нет. Есть лишь удобная тебе форма существования, и ты сам называешь это правилом. Есть только наитие.

ДОСЬЕ

Ильдар Тагиров родился 13 февраля 1995 года в городе Йошкар-Оле. Окончил Киевский хореографический колледж. Участвовал и побеждал в танцевальных конкурсах в России, США, Италии, Испании и других странах. В 2021 году поступил в ГИТИС на факультет новых направлений сценических искусств. Снимался в сериале «Балет», играет в спектакле «Театр».

СЮЖЕТ

Молодой человек из религиозной семьи влюблен в подругу. Он выбирает вечеринку в честь ее дня рождения вместо пасхальной службы. И происходит нечто странное

Победил в танцевальном шоу

Ильдар Тагиров начал танцевать с 10 лет в Йошкар-Оле. Затем поступил в хореографическое училище в Киеве. А в 17 лет он стал победителем 5-го сезона шоу «Танцуют все» (2012), куда по совету друга подал заявку, несмотря на то что был слишком юн и не проходил по возрасту. Позже стал финалистом проекта «Танцуй на Первом» (2015).

Ближе к природе

Для Ильдара важны красота и уют в пространстве, в котором он находится. Ему нравится, когда в квартире много растений. В качестве досуга молодой человек предпочитает проводить время в горах, куда непременно выбирается хотя бы раз в год.

Награды

Ильдар — лауреат Гран-при и золотых медалей международных конкурсов артистов балета и хореографов: Valentina Kozlova International Ballet Competition (Нью-Йорк, США), Spoleto International Dance Competition (Сполето, Италия). Как хореограф выступал на Certamen Internacional de Coreografía BurgosNew York (Бургос, Испания), Internationales Solo Tanz Theatre Festival Stuttgart (Штутгарт, Германия), Hannover International Choreographic Competition (Ганновер, Германия).

Увлекается антикварными книгами

Артист много читает. Классику, современную литературу. Часто обращается к книге Василия Кандинского «О духовном в искусстве». Ильдар очень любит антикварные книги. Для него важны запах, тактильные особенности издания.

Интроверт

Молодой человек предпочитает проводить время наедине с собой. Он очень избирателен в общении и с трудом начинает новые контакты. Однако ценит тех близких, кто у него есть, и стремится поддерживать с ними теплые отношения.