Памяти Евгения Бражника
10 сентября 2023 на 79-м году жизни скончался Евгений Бражник – советский и российский дирижер, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска», в 1982–2006 главный дирижер Свердловского (Екатеринбургского) театра оперы и балета. Прощание с Евгением Владимировичем – 13 сентября в театре «Геликон-опера» (зал «Стравинский») с 10 до 12 часов, похороны с 15.00 до 16.00 на Троекуровском кладбище. «Он жил музыкой. В поисках совершенства был абсолютным максималистом. Отсюда его требовательность к себе и к другим, отсюда непростые отношения в труппе, в конце концов приведшие к потере своего театра и началу кочевой жизни мастера. Он переехал в Москву, где работал в “Геликон-опера”, Театре имени Натальи Сац, поставил несколько спектаклей в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, преподавал. Но всю оставшуюся жизнь он ощущал себя музыкантом, у которого отняли инструмент, – написал в «Российской газете» друг маэстро, журналист Валерий Кичин. Из нашего последнего интервью: “Жизнь – это подъем, потом вершина, поставил флагшток – и спуск! Спускаешься быстрее, чем поднимаешься. Да, с русской музыкой мне повезло: ставил и “Бориса Годунова”, и “Сказание о невидимом граде Китеже”, полотна, прикасаться к которым – счастье. В них вложил не просто знания и душу, но и главное – энергию молодости. Можно дирижировать до ста лет, но эту энергию не вернуть. А эмоциональные оценки доброжелателей – нечто эфемерное и ничего, кроме улыбки, теперь не вызывает. Назвать себя хотя бы близким к великим мастерам – было бы смело по многим причинам. Для Ростроповича его знаменитая виолончель – это его второе “я”. У меня это был Свердловский оперный театр – мой инструмент. Уехав из Екатеринбурга, я инструмента лишился. Мне предлагали новый инструмент, но нужна была передышка. Она затянулась. И я понял, что спускаюсь с горы. Здесь нет трагедии. Мироздание так устроено, что мы должны вовремя передавать эстафету. Я вижу вокруг много молодых талантов, они не дремлют, и правильно делают. За ними будущее. За молодой энергетикой”. Он и здесь был мудр, понимая печальные закономерности жизни. Но примириться с ними, все знают, труднее всего. И, конечно, отсутствие своего театра, где он мог бы, как прежде, осуществлять свою художественную программу, лишало его былого жизненного тонуса. Его лично, но не его творчество. Его последняя постановка в “Геликоне” – “Сельская честь” Масканьи – была, как всегда, вдохновенной, страстной и, несмотря на трагичность фабулы, излучала полноту и счастье жизни в великой музыке». «Нескончаема череда потерь в нашем театральном сообществе. Уход профессионалов высочайшего уровня, мастеров своего дела, бесконечно преданных театру – это невосполнимые утраты, с которыми тяжело смириться. <…> Не стало блистательного дирижера, прекрасного человека, которого знала вся театральная Россия, и не только в музыкальном сообществе. <…> Евгений Владимирович сотрудничал с Екатеринбургским театром оперы и балета, и каждая из его постановок восхищала поклонников оперного искусства красотой, музыкальностью, виртуозностью… Начиная с 2006 года Евгений Владимирович работал в Москве в театре “Геликон–Опера”, в музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича–Данченко, в театре им. Н.И. Сац, и здесь, на этих прославленных сценах им создавались настоящие музыкальные шедевры», – отметил в некрологе председатель Союза театральных деятелей России, основатель и художественный руководитель Московского театра “Et Cetera”, актер и режиссер Александр Калягин. «Как музыканту ему были близки масштабные партитуры, не просто оперы – человеческие драмы, истории больших страстей. Он, несомненно, был дирижером длинного дыхания, дирижером-драматургом. Неподражаемо умел строить форму и длить музыкальный процесс. Сегодня абсолютно ясно, что так, как с певцами-солистами (а не только с оркестром) работал Евгений Бражник, сегодня мало кто может, а главное – мало кто хочет. Не получив персональных уроков с дирижером и не сдав всю партию, солисты не имели права выходить на сцену. Все, что составляет качество музицирования – собственно вокал, стиль, интонирование и произношение, – над всем шла доскональная работа. А уж как у него звучал хор! Он во всем умел добиваться нужных результатов, и планка его была высочайшей», – отмечает в некрологе музыковед, театральный критик Лариса Барыкина. Евгений Бражник родился 25 февраля 1945 в Магнитогорске. В 1959–1963 учился в Магнитогорском музыкальном училище, которое возглавлял выдающийся музыкант Семен Эйдинов. Педагогами Бражника на дирижерско-хоровом отделении училища были Владислав Чернушенко, Виталий Васильев, Борис Ляшко. В 1971 окончил дирижерско-хоровой факультет Ленинградской консерватории и уехал по распределению в Свердловск, где в 1975 окончил факультет симфонического дирижирования Уральской консерватории. Преподавал в Свердловском музыкальном училище, в 1973–1981 – дирижер Свердловского академического театра музыкальной комедии. С 1981 Бражник работал в Свердловском (Екатеринбургском) академическом театре оперы и балета (ныне Урал Опера Балет) с 1982 по 2006 – главный дирижер театра. Музыкальный руководитель спектаклей «Борис Годунов», «Сказки Гофмана», «Сказка о царе Салтане», «Обручение в монастыре», «Тоска», «Пиковая дама», «Трубадур», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Травиата», «Волшебная флейта», «Царская невеста». В 1987 за спектакль «Пророк» (опера Владимира Кобекина), поставленный вместе с главным режиссером Свердловской оперы Александром Тителем и художником Эдуардом Гейдебрехтом, был удостоен Государственной премии СССР. С 2006, после вынужденного ухода из Екатеринбургского оперного театра, Евгений Бражник работал в Москве. Сотрудничал с МАМТом им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича–Данченко, Театром им. Н.И. Сац (главный приглашенный дирижер), театром «Геликон-опера». Большая творческая дружба связывала маэстро с руководителями этих театров Александром Тителем, Георгием Исаакяном, Дмитрием Бертманом, которых Бражник в интервью «МО» в 2015 назвал своими «тремя богатырями». В театре им. Сац Бражник поставил спектакли «Любовь к трем апельсинам», «Иоланта», «Кармен», «Лисичка. Любовь», «Ночь перед Рождеством», дирижировал концертами проекта «RE-Конструкция». В МАМТе – «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Енуфа» Яначека, дирижировал спектаклями «Кармен» и «Сказка о царе Салтане». В 2012 за спектакль «Сказки Гофмана» получил премию «Золотая Маска» в номинации «Лучшая работа дирижера». В «Геликон-опере» был музыкальным руководителем спектаклей «Набукко», «Паяцы», «Мазепа», «Иоланта». Последней его работой в «Геликоне» – и в жизни – стала «Сельская честь» Масканьи (премьера в июне 2023). «С “Геликоном” Евгений Владимирович прошел огонь и воду, великолепно провел за пультом оркестра театра множество спектаклей … Мы всегда будем благодарны за искру любви, которую маэстро Бражник зажигал в каждом из нас, за удивительную мудрость и тактичность, за поддержку и отзывчивость», – говорится в некрологе, опубликованном на сайте театра. Евгений Бражник был удостоен званий заслуженного деятеля искусств РСФСР (1991) и народного артиста России (2000). «МО» «Музыкальное обозрение» в социальных сетях
Запись Памяти Евгения Бражника впервые появилась Музыкальное обозрение.