Солист Донбасс Оперы о постановке "Войны и мира": Для нас это что-то грандиозное

Гастроли Донбасс Оперы в Большом завершились мировой премьерой балета "Война и мир". Спектакля выдающегося и во многих смыслах прорывного - само по себе поставить столь массовый балет - а в нем участвует более 200 артистов и музыкантов - под обстрелами, это уже история. Но важно, что ради этой истории объединились три театра - помимо донецкого, в "Войне и мире" исполняют партии солисты "Кремлевского балета" и театра из Йошкар-Олы. А с костюмами и декорациями Донбасс Опере и вовсе помогала вся Россия.

Солист Донбасс Оперы о постановке "Войны и мира": Для нас это что-то грандиозное
© Российская Газета

И все-таки внимание зрителей было приковано к дончанам - это они знают о войне и мире не только по книжкам. Они совершили подвиг. Не ошибусь, если скажу, что зал следил за главной звездой, ведущим солистом театра - Романом Белгородским: в прошлом году на сцене Большого он танцевал Пер Гюнта, и как танцевал - публика срывала голос, выкрикивая "Браво".

Романа ждали снова, знали, что теперь ему снова доверили не самую простую партию Наполеона, удастся ли ему взять и эту высоту? Поводы для беспокойства были: ситуация в Донецке день от дня не легче, а у солиста молодая семья, дочка-малышка, и каждый день - могу это подтвердить, так как видел сам - ему приходится ходить за водой сотни метров с 20-литровыми баллонами, поднимать их на третий этаж, а потом ехать на репетиции… Тут любой спину надорвет, а заодно и нервы.

Но после первого же действия зал выдохнул - слава богу, Белгородский в форме! Пожалуй, еще никогда Наполеону в Москве так не аплодировали. "РГ" первой пообщалась с Романом после триумфа.

Роман, многие сегодня говорят о том, что Донбасс Опера совершила прорыв. Насколько вы, человек смотрящий на все изнутри, согласны с такой оценкой?

Роман Белгородский: Действительно для нас это что-то грандиозное, новое. Взять хоты бы тот факт, что в постановке занято сразу три театра, причем это театры с именем, несколько ведущих солистов легендарного "Кремлевского балета" у нас исполняют одни из главных партий. А хореографом был основатель "Кремлевского балета", великий Андрей Борисович Петров.

Как уже многие знают, Петров и наш художественный руководитель Вадим Яковлевич Писарев решили совместно поставить "Войну и мир" еще в начале 90-х, но, скорее всего, в то сложное время на столь масштабную постановку не нашлось денег. Сегодня время тоже не из легких, но театр получил на постановку грант Президентского фонда культурных инициатив. И это немаленький бюджет.

Работать над балетом мы начали в феврале, солисты Донбасс Оперы приехали в Москву, Петров поставил первый акт, в марте - второй. Мы общались с балетмейстером, мы видели, о чем он ставит, что он в это время говорит, какие хореографические движения задумывает, это были невероятно счастливые мгновения.

Очень жалко, что Андрей Борисович ушел от нас до премьеры, и не успел вынести этот спектакль на сцену. Но в Большом театре все наши мысли были, в основном, о нем, чтобы не подвести мастера, не подвести память о нем.

В спектакле есть партия войны, которая врывается в мирную жизнь, и я ловил себя на мысли, что более актуального образа для вашего театра придумать сложно - война снова ворвалась в искусство, и теперь пытается его буквально извести…

Роман Белгородский: У нашего театра с войной свои отношения, вы правы. Театр пережил и Великую Отечественную войну, причем сразу после освобождения Донбасса в театре начался подъем. Здесь было много именитых артистов, в том числе не только балета, очень сильный был оркестр.

После распада Советского Союза, естественно, у нас наблюдался небольшой упадок, многие артисты уезжали за границу. В нулевых в Донецке начался очередной рассвет балетного искусства, в год сдавалось по несколько премьер, плюс постоянные гастроли по всему миру.

Был один год, по-моему 2010-й, когда я дома особо и не был, столько было гастролей. Но потом наступил 2014-й, снова верх взяла война. Однако ненадолго, мы быстро, как видите, адаптировались. Та же "Война и мир" ставилась в условиях усиленных боевых действий, и когда говорят, что наши репетиции шли под обстрелами, это именно так, потому что попадания были в двух шагах от здания театра, у нас все фасады посечены осколками. Бывало и такое, что мы просто не выезжали на работу, потому что шел мощнейший обстрел.

И оставить войну за порогом театра, разумеется, невозможно? То есть, слова о том, что мы выходим на сцену и обо всем забываем - это просто слова?

Роман Белгородский: Мы стараемся, конечно, оставлять. Но, это не всегда получается. На репетициях появляется рассеянность, потому что ты думаешь часто не о работе, а о том, как бы добраться домой, как бы съездить в магазин, пока тихо, и, конечно, переживаешь все то, что происходит вокруг. Не боишься, а именно переживаешь.

То есть война, да, сказывается на нашей работе, как ни крути. И сказывается на эмоциях на сцене. У нас в "Войне и мире" есть два сражения - это битва под Аустерлицем и битва под Бородино, и это одни из самых для нас чувствительных моментов.

Кстати о чувствах. Теперь, когда спектакль закончился и вы перевели дыхание, что можете сказать о премьере, о зрителях, о сцене Большого театра?

Роман Белгородский: Новая сцена в Большом театре "с покатом", находится под уклоном к зрителю. И на покате сложнее танцевать, потому что тебя всегда тянет немножко вниз, что опасно и неудобно, приходилось с этим постоянно бороться.

На прошлогодних гастролях бывали случаи, что даже декорации, которые вывозятся на сцену, скатывались просто вниз. Зато сцена здесь достаточно прыгучая, сделана для артистов балета, это удобно. Вот о чем я думаю, спустя 10 минут после премьеры (смеется).

На самом деле, мы ехали в Москву с полным пониманием, что здесь более требовательный зритель, в какой-то степени более балованный, у нас в Донецке всего три театра, а здесь их десятки. Но оказалось, что билеты на нас заранее раскупили, и даже пригласительные было не достать. Был настоящий аншлаг, из-за чего мы еще больше волновались и переживали. И мы просто старались не разочаровать зрителя. И, кажется, у нас получилось.

Роман, на сцене Большого театра вы исполняли партию Наполеона, но я знаю, что в Донецке, когда была сдача спектакля, вы танцевали князя Андрея. Почему такие разные партии вам достались, и кто ближе вам лично?

Роман Белгородский: Вы удивитесь, но мне ближе партия Наполеона. Это все-таки император, это великий стратег, это личность в истории, не зря даже некоторые русские классики его считали иконой времени. Да, он негодяй, напавший на Россию, но как герой художественного произведения он гораздо интереснее для меня, чем Андрей Болконский.

Наполеон более эмоциональный, он тщеславный, с огромной жаждой завоевать как можно больше территорий, с жаждой показать, что даже Римская империя была очень слабой, а вот французская будет самой сильной.

В этой роли есть все для яркого исполнения. Поэтому я бы с удовольствием и дальше исполнял партию Бонапарта, но в балете "Война и мир" - это партия второго плана, а мне прочат партии более сложные, поэтому, например, в Воронеже, куда мы поедем из Москвы, я уже буду Андреем Болконским.

Кстати, роман Толстого "Война и мир" я в школе не читал, он как-то прошел мимо меня, меня больше тогда интересовало "Красное и черное" Стендаля, поэтому все герои для меня открылись впервые уже во время постановки, хотя все четыре тома, каюсь, я не осилил (смеется).

Главная мысль балета, которые поставили Петров и Писарев - любовь сильнее войны. В этом тоже есть прямая перекличка с вашей судьбой, Роман, ведь насколько я знаю, вы со своей супругой, балериной Оксаной Зизиной, поженились после начала боевых действий на Донбассе… В этом плане, я понимаю критиков, которые говорят, что именно Болконский ваш герой, человек любви и мира, а не император войны…

Роман Белгородский: Это правда, я свою Оксану встретил в театре, и пожениться мы решили именно в 2014-м году, война тогда нам помешала. Но спустя год мы все-таки официально стали мужем и женой. А в прошлом году у нас родилась наша доченька, и тоже были сложности.

Были сильные обстрелы, попали в роддом, где находилась Оксана. Я долго не мог к ней прорваться, когда приехал, чтобы забрать в другой роддом, вся палата была в разбитых стеклах. Сложно и страшно тогда было, на самом деле. Но все обошлось. Малышке уже скоро будет год и три месяца, они ждут меня в Донецке, и я по ним очень скучаю.

Я сейчас задам самый неловкий вопрос, ответ на который предчувствую, но все же - почему вы не уехали?

Роман Белгородский: Мы думали уехать, но все-таки в Донецке нам спокойно. Мы здесь дома, мы востребованы, у нас есть работа, есть гастроли. А сложности были и будут всегда, ничего, переждем.

А вам не обидно, что на войну пришлись лучшие ваши годы, вы могли бы сделать больше…

Роман Белгородский: Может быть, я бы как-то иначе это назвал. Сожаление? Жалко, что время уходит. В Донецке на зрителя мы не работаем с начала спецоперации, только на гастролях, а гастролей мало. Но есть надежда, она нас сдерживает, успокаивает, все равно война закончится, и у нас будет очередной рассвет, будет больше артистов, все будет хорошо.

Мы с женой другу-другу всегда говорим: "Подождем еще". И вот ждем. К тому же у нас есть домашний уют, семейное счастье, а это всегда спасает.

Кстати

Балет "Война и мир" Донбасс Оперы - участник фестиваля музыкальных театров "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ", который в этом году проходит уже в восьмой раз. Всего фестиваль объединит в своей афише свыше 30 спектаклей музыкальных театров России и стран СНГ и станет одним из самых представительных смотров отечественной музыкальной сцены. Инициатор форума - Ассоциация Музыкальных Театров (АМТ) при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Полная афиша доступна на сайте фестиваля.