Как небольшая Казанская церковь в Петербурге сыграла огромную роль в истории
Казанский собор в Санкт-Петербурге – один из символов и главных достопримечательностей северной столицы. Это не просто архитектурный шедевр, он играл значительную роль в истории страны. Но она досталась ему по наследству, а началось всё с относительно небольшой церкви, которая стояла на месте собора и была заложена 290 лет назад.
Случилось это 6 сентября 1733 года по старому стилю – в этот день началось строительство Рождество-Богородицкой церкви, которая предназначалась для хранения списка особо почитаемой в царствующей семье Романовых иконы Казанской Божией Матери. Считается, что именно с ее помощью ополчение Минина и Пожарского смогло прогнать интервентов и, затем, воцарилась новая династия.
Ее в новую столицу привез еще Петр Великий, а для хранения в 1710 году была поставлена небольшая часовенка, которую прозвали «светличкой». Располагалась она, как писал Г. Богданов в своем «Описании Санкт-Петербурга» в 1779 году, «на Санктпетербургском острову, в Посадской Большой улице, с приходу от стараго гостиного двора». В 1712 году часовню освятили как церковь. «Светличку», естественно, стали называть Казанской. Так родилось название еще за век до постройки нынешнего собора.
В 1720 году Новгородский архиепископ Феодосий, к епархии которого тогда относился и Санкт-Петербург, повелел икону вынести и поставить в Троицком соборе, а саму Казанскую церковь переименовать в Рождество-Богородицкую. Точная причина этого решения неизвестна, но есть предположение, что церквушка начала ветшать и оно связано с сохранностью особочтимой иконы. Но в 1727 году она вновь была туда возвращена.
Однако состояние «светлички» явно было неудовлетворительным, потому что в этот же год начинаются разговоры и «хлопоты» по возведению для хранения иконы новой церкви. Строительство все никак не начиналось, поскольку долгое время не могли определиться с местом.
Вначале было решено, что это будет на Васильевском острове и даже стали возводить там деревянную церковь. Строили ее из церковных сумм строй Рождество-Богородицкой церкви и даже в 1732 году завершили. Но вдруг Священный Синод постановил освятить новый храм в честь Святого Апостола Андрея Первозванного, а Казанскую икону оставить на прежнем месте. Решение выглядело внезапным и непонятным, но вскоре объяснение нашлось.
В самом начале января 1733 года Синод разрешил просителям построить Рождество-Богородицкую церковь в более безопасном от пожаров месте. А именно между Гостиным Двором и Акцизной Камерой, в районе Дворянской улицы. Выяснилось и имя просителя – императрица Анна Иоановна. Теперь понятно, почему Синод дал уже построенной церкви совсем другое освящение.
Но и здесь новая церковь не была построена. В конце августа 1733 года в Синод неожиданно пришло сообщение из Конторы Интендантских Дел. В нем говорилось, что Анна Иоановна распорядилась новую церковь построить на «Першпективной дороге» в районе Зеленого моста и Мойки. Причем каменную и подчеркивалось, что деревянная пришла в окончательную ветхость.
Уже 6 (17) сентября была заложена трехпрестольная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с деревянным куполом и колокольней над входом. Архитектором стал Михаил Земцов, который возвел этот храм в стиле барокко. Старую церковь закрыли и опечатали в октябре 1736 года, а все убранство начали переносить в новую. Строительство заняло четыре года и завершилось освящением 13 июня 1737 года. А в 1747–1748 годах Луи Каравак создал в ней роспись «Рождество Богородицы».
С самого начала новый храм получил статус придворного. С момента завершения там проводились таинства венчания членов царской семьи – а это не только императоры и императрицы. Во время дворцового переворота 1762 года, который возвел на престол Екатерину II, именно в этой церкви она принимала верноподданическую присягу от духовенства и народа. Здесь проходило чествование в честь побед русской армии.
Церковь Рождества Богородицы очень любила императрица Елизавета Петровна. Настолько, что даже повелела именовать его собором. Но в реальности она не отличалась ни пышностью убранства, ни большой вместительностью. А значение храма все возрастало.
Поэтому император Павел I принял решение построить на этом месте новый, уже по-настоящему большой собор. Он восхищался собором Святого Петра в Риме и хотел возвести нечто подобное, о чем и сообщал митрополиту Платону. В 1799 году был проведен конкурс проектов, но ни один из них не устроил Павла.
Но тут президент Академии наук граф Александр Строганов поручил его своему бывшему крепостному Андрею Воронихину. И молодому архитектору удалось создать проект, который был принят. 8 сентября 1801 года состоялась закладка нового собора – получается почти день в день, когда это случилось с церковью Рождества Богородицы, только спустя 68 лет.
Старая церковь хоть и называлась Рождества Богородицы, но в народе и в обиходной речи ее чаще всего называли Казанской – в честь той самой иконы, которая хранилась там с момента постройки. Под этим именем мы ее встречаем и в литературе, и мемуарах (той же Екатерины Дашковой).
Поэтому и новый собор уже с самого начала стал называться таким же, привычным для всех образом. А в 1811 году был уже официально освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Заодно перенял и значение для страны от прошлого храмама – в нем также чествовали победы русского оружия, а фельдмаршал М. Кутузов захоронен в его стенах рядом с ключами от всех взятых европейских городов.