Войти в почту

Полет в разные стороны

Еще надо отметить, что больше года назад были слиты воедино два театральных субъекта, собственно Школа драматического искусства и Центр имени Мейерхольда (ЦИМ). И площадка, на которой сыграна "Чайка" - это известный многим Большой зал ЦИМ на 6 этаже огромного здания по улице Новослободской. Слияние вызвало у театральной общественности определенный протест (тем более, что вмешалась политика), но, положа руку на сердце, в деятельности обоих институций имели место кризисные явления. Лучший ответ скептикам – новые спектакли! И "Чайка" вышла нынешней весной, что называется, под этим девизом. Кстати, для Павла Карташева это уже третья постановка пьесы. В чем же проблема карташевской "Чайки"? Треплев всю дорогу бродит как потерянный . Прежде всего, в режиссерской концепции. Или ее отсутствии. Конечно, объяснениям создателей спектаклей верить нужно с оглядкой, но когда постановщик говорит, что ставит комедию, а перед нами что угодно, только не она – это наводит на грустные размышления. Не получилось. Да Бог с ней, с комедией, но хотелось бы видеть что-то определенное. Между тем перед нами в довольно длинном (больше 3 часов) спектакле то мещанская драма, то высокая трагедия, то нечто неопределенно-модернистское. Причем первое действие спектакля существенно отличается по интонации от второго. Притом "Чайка", извините за банальность, оставляет бездну простора для интерпретации. Можно ставить спектакль об искусстве. О любви. О молодости, зрелости и старости. О провинции и столице… Но хоть о чем –то да надо ставить! Карташев умудрился поставить – ни о чем. Что же осталось? Ряд сцен, более или менее удачно сыгранных в "микроформатах". Плюс работа актеров, нередко заслуживающая высокой оценки (причем всем понятно, как трудно играть "непонятно что"). Итак, сцены в привычном понимании нет. Площадка завалена сеном (как, например, на мхатовском "Месяце в деревне" Егора Перегудова). Среди сена (а также на невысоких помостах и на антресолях, среди осветительных приборов, да и в зрительном зале) взаимодействуют пестро одетые (кто в современную, кто в старинную одежду-"обыденку") персонажи. Наиболее определенный среди них – Тригорин (Андрей Харенко ), который сыгран этаким метросексуалом, со слащавым голоском и ужимками. В общем, хорош и Сорин, которого Андрей Финягин играет на эксцентричной ноте, подчеркивая и разворачивая в концепцию мимоходом упомянутый неприятный голос. Эксцентричен и управляющий (Сергей Ганин). Но –до комизма эти и впрямь потенциально комедийные персонажи не доходят. Тригорин сыгран Андреем Харченко этаким метросексуалом со слащавым голоском и ужимками. А что же остальные? Нина Заречная? Аркадин? Треплев? Прочие герои? Да ровно ничего. В спектакле по воле режиссера словно нет главных и второстепенных персонажей. Они все намеренно уравнены друг с другом - что дает, с одной стороны, возможность, ярко сыграть "в эпизодах", что и произошло, но с другой - совершенно нивелирует авторскую драматургию самой истории. В первом действии, затянутом, думается, намеренно, лишенном каких бы то ни было ярких моментов – и спецэффектов, и просто изменения интонации - герои словно увязают в банальных мелодраматических тенетах. Зато второе действие несется галопом. И вот тут эффектов не счесть. И "плавающая" сцена. И экстремальные световые решения. И превращение героев в бочонки большого лото… Мещанская драма внезапно становится символистской. Почему? Бог весть. А еще мы видим – целых ДВА поцелуя взасос Треплева (Вадим Дубровин) и его матери, Аркадиной (Настасья Кербенген). Два-то зачем? И с первого внезапный (и ничем более не подкрепленный) намек режиссера на особое чувство понятен – но как-то бессмысленен. Объятия матери и сына кажутся иной раз чересчур теплыми. А почему доктор Дорн (Игорь Лесов), отнюдь не самый положительный персонаж, выглядит как оживший портрет Чехова? Это такой бунт режиссера против автора? И кстати: в аннотации театра сказано, что спектакль поставлен по первой редакции "Чайки". Полагаю, что это пиар-ход, ибо ничем существенным первая редакция от основной не отличается… Ну кроме того, что вторая редакция стилистически отточенней. В общем, "Чайка" в ШДИ не то, чтобы совсем не взлетела, но летит как-то зигзагообразно, нервно… Будто летучая мышь. Хотя "Летучая мышь" - это совсем другая история.

Полет в разные стороны
© Ревизор.ru